Иметь Вологду

Какие финансовые потоки можно создать в столице дотационного региона и в чьи карманы их можно направить. Фантастическая история, которая почему-то не интересует прокуратуру




Канва
Чтобы понять то, что происходит сейчас в Вологде, придется начать с выборов нынешнего мэра.
В октябре 2008 года в Вологде прошли выборы, которые местная и центральная пресса окрестили «самыми грязными в вологодской истории». Выбирали градоначальника. За три месяца до голосования в качестве кандидатов на пост было зарегистрировано семь человек. Среди них «темной лошадкой», к удивлению политологов, оказался кандидат от «Единой России» — партия власти выдвинула мало кому известного в городе бизнесмена Евгения Шулепова. Шулепов, возглавлявший до этого ООО «Вологодский станкозавод», по всем прогнозам должен был получить не более 3—4%. Фаворитами гонки считались и.о. главы города Валентин Горобцов (также состоял в ЕР, но не был выдвинут) и кандидат от «Справедливой России» Александр Лукичев. Первому отдавали порядка 52%, второму — больше 20%. Третье место социологи предрекали депутату Законодательного собрания области Михаилу Сурову — около 15% голосов.
Регистрация кандидатов началась 17 июля. Первым зарегистрированным претендентом стал Суров — территориальная избирательная комиссия зарегистрировала его в качестве кандидата 4 августа.
На следующий день теризбирком зарегистрировал Горобцова. Как только стало известно о регистрации Горобцова, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев обвинил его в «недостойном поведении», а уже к вечеру 5 августа стало известно, что против Горобцова возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Якобы на покупку здания для одного из детских садов он выделил в два раза больше денег, чем предлагала гордума: 80 млн рублей вместо 40 млн.
Здесь нужно сказать, что губернатор Позгалев, который сегодня является депутатом Государственной думы, считается соратником владельца череповецкой «Северстали» Алексея Мордашова. «Череповецкие», по словам представителей вологодской оппозиции, контролируют практически всю власть в областном центре и Горобцов «не был им угоден», так как пошел на выборы против воли ЕР.
6 августа, на следующий день после возбуждения уголовного дела, Горобцов снял свою кандидатуру. Уголовное дело в отношении него было закрыто.
30 сентября с выборов был снят и второй конкурент Шулепова — Лукичев. Его обвинили в нарушении авторских прав при проведении агитации: в одном из предвыборных роликов эсера звучала мелодия из кинофильма «Пираты Карибского моря» (права принадлежат Walt Disney Company). Иск к Лукичеву предъявил один из т.н. «технических кандидатов» Денис Горбушин. Областной суд требование истца о снятии Лукичева с предвыборной гонки удовлетворил. За пять дней до дня голосования свою кандидатуру снял и областной депутат Суров, заявивший, что на претендентов оказывается давление. На Сурова к тому моменту было также возбуждено уголовное дело — его заподозрили в организации поджога офиса «Единой России», который был совершен в 2006 году. Впоследствии уголовное преследование также было прекращено.
При явке 27,54% победу на выборах одержал Евгений Шулепов, получивший 37 000 голосов.
Легитимизация
Первым политическим шагом новой горадминистрации стало усиление контроля над СМИ. В конце 2008 года в городе было создано ООО «Наша Вологда», которое занялось выпуском газеты с одноименным названием. Через некоторое время «Наша Вологда» стала рупором городской администрации, а ее тираж достиг 55 000 экземпляров.
— Одновременно начали давить ранее существовавшие СМИ, — говорит журналист Игорь Волков. — Несколько раз в типографиях происходили выемки тиражей с критическими публикациями о мэре и его команде. Сейчас в городе осталась только одна газета, которая иногда пишет о горадминистрации в критическом ключе.
18 марта 2009 года мэр Шулепов издает постановление № 1310, касающееся муниципальной газеты «Вологодские новости». Оно требует от редактора:
«Представлять на утверждение начальнику отдела массовых коммуникаций и общественных связей Управления делами Администрации г. Вологды макет выпуска газеты до отправления его в типографию, с которой заключен договор для печати».
Под расчет
В декабре 2010 года в Вологде было создано ООО «Городской расчетный центр» (ГРЦ). Основная деятельность центра — сбор платежей с населения города за услуги ЖКХ и перевод полученных денег ресурсоснабжающим предприятиям в обход управляющих компаний. Последним предлагалось получать доход лишь за ремонт и содержание жилых домов. 29 декабря 2010 г. цены на жилищно-коммунальные услуги постановлением администрации г. Вологды № 7296 были увеличены с 15,7 руб. за 1 кв.м до 19,41 руб. за 1 кв.м. То есть выросли на 23,63%.
— Мы стали платить по квитанциям не 1300 рублей, а 1600, — говорит жительница Вологды Екатерина Аникеева. — Я сразу написала жалобу в городскую прокуратуру — скачок цен колоссальный. Так же поступили многие другие жители.
По словам Екатерины, прокуроры долгое время отвечали отписками, но в мае 2011 года на сторону горожан неожиданно встал губернатор.
— Он-то и рассказал про ГРЦ, схему его работы и дал свою оценку: компания имеет серьезные коррупционные признаки, а тарифы, возможно, были «заточены» под нее, — говорит Екатерина.
Глава города свою причастность к ООО «ГРЦ» отверг.
— Это была частная структура, созданная НКО «Региональная ассоциация управляющих компаний», и тарифы специально под нее никто, разумеется, не менял, — заявил он.
Анализ выписок из ЕГРЮЛ, однако, показывает обратное. Одним из учредителей и генеральным директором ГРЦ являлась Любовь Кавелич — помощник депутата гордумы Татьяны Соколовой. Та, в свою очередь, является супругой главы департамента городского хозяйства Евгения Соколова. Кавелич, по совпадению, работает главным бухгалтером НКО «РАУК», на которую ссылается мэр. Другой соучредитель ГРЦ — Юрий Труничев — свояк заместителя мэра города Алексея Осокина, который курирует в Вологде коммунальное хозяйство. В подведомственности Осокина — две крупнейшие в городе муниципальные компании, занимающиеся ЖКХ: МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» и МУП «Вологдагортеплосеть». Согласно договору с ГРЦ, эти организации должны были платить расчетному центру 1,5% от своего дохода. Гражданские активисты посчитали, что за время существования ГРЦ из бюджета города на счет центра было переведено порядка 20 млн рублей, а еще около 60 млн организация получила в виде комиссии от платежей.
18 июля 2011 года, после выступления губернатора, суд г. Вологды деятельность «Городского расчетного центра» прекратил, признав, что компания незаконно получила доход в 19,2 млн рублей. Учредители были наказаны штрафом 50 тысяч рублей каждый. Однако уже 1 сентября 2011 г. в городе было создано ООО «Межрегиональный жилищно-строительный центр «Возрождение». Деятельность центра — начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и расчет сумм ЕДК. Директор предприятия — депутат гордумы Татьяна Соколова.
Один из сотрудников вологодской полиции сообщил, что полицейские планировали завести в отношении МЖСЦ «Возрождение» дело, аналогичное «делу ГРЦ», однако в УМВД «есть четкое понимание, что оно не дойдет до суда»:
— Через некоторое время после закрытия ООО «ГРЦ» исполняющим обязанности прокурора города был назначен Дмитрий Торхов, — сообщил источник. — Торхов — близкий друг нашего мэра. Жена Дмитрия Викторовича владеет предприятием по пошиву школьной формы, а мэр активно продвигает идею введения формы во всех городских школах.
В интернете удалось найти видео с церемонии вручения Торхову почетного знака «За доблестный труд». Принимая награду из рук мэра, прокурор говорит: «Я рад, что остаюсь работать в вашей команде».
Диспетчер по городу
2 августа 2011 года администрация г. Вологды издает постановление № 4249 «О создании на территории муниципального образования единого информационного центра». Центр, согласно постановлению, должен обеспечивать спутниковый контроль за городским транспортом, а исполнять его функции должна была компания, выигравшая конкурс.
Он был проведен в период с 18 по 31 августа 2011 года. Единственным участником и победителем стало созданное за две недели до выхода постановления № 4249 ООО «Центральная диспетчерская служба» (ЦДС), учредитель которой — ЗАО «Пинксофт». «Пинксофт» помимо ЦДС является учредителем и еще одной организации — ООО ТД «Массив». Гендиректор этой организации — Светлана Евгеньевна Шулепова — дочь мэра.
— Мы даже не подавали заявку на участие в этом конкурсе, — сообщили в пресс-службе ОАО «НИС» — одного из крупнейших операторов спутниковой связи. — В проекте договора, представленном в конкурсной документации, не было никакой конкретики относительно финансовой составляющей. Разумеется, мы могли бы оказать эту услугу за меньшую сумму, чем победитель.
Условия, на которых ООО «ЦДС» предоставляет услуги спутниковой связи для городского транспорта, действительно удивляют: вместо 800 рублей в месяц за 1 единицу транспорта (за эти деньги ранее предоставляло услуги спутниковой связи ООО «М2М-Вологда») ЦДС, по договору, получает 3000 рублей в месяц. При этом сама компания оказанием услуг не занимается. Для этого нанят прежний подрядчик — «М2М-Вологда», который, согласно договору, продолжает работать по прежнему прейскуранту. То есть разница в пользу ЦДС составляет 2200 рублей в месяц за каждый оснащенный навигатором автобус или троллейбус. Заказчик услуг, МУ ПАТП-1, согласно данным официального сайта, располагает 159 автобусами. Таким образом, за время работы ЦДС муниципальное предприятие заплатило диспетчерской службе порядка 7 000 000 рублей. Еще около 2 544 000 рублей было перечислено ООО «М2М-Вологда» за фактическое оказание услуг.
Штрафной удар
15 июня 2012 года мэр Вологды Евгений Шулепов подписал постановление № 3416, которое впоследствии прославило город на всю страну: о нем рассказали не только местные, но и федеральные СМИ.
«Постановляю установить индивидуальному предпринимателю Владыко Ю.В. размер платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке в размере 280 рублей в час за транспортное средство категории «А», 565 рублей в час — за транспортные средства категории «B» и «D», 1130 рублей в час — за транспортные средства категории «С» и «Е».
Постановление всколыхнуло город. Расценки за час пребывания на штрафстоянке в соседних регионах не превышали 50 рублей.
— Я считаю, что наказания за нарушения ПДД в России слишком демократичны, — заявил тогда мэр города. — Выбор только один: не нарушай. Если нарушаешь — плати.
За четвертый квартал 2012 года, по данным городского департамента транспорта, на штрафстоянку было доставлено 1143 автомобиля. Средняя продолжительность пребывания на штрафстоянке составила 3 часа 30 минут. Доход штрафстоянки составил порядка 2 260 000 рублей.
Через полгода после установления новых тарифов жители Вологды вышли на самый крупный в современной истории города митинг, в котором приняло участие более 1000 человек. Митинг не был согласован с властями — организаторы получили отказ в связи с тем, что выбранное ими место — площадь Революции — решением городской администрации было переведено в категорию «скверы», где запрещены любые акции (согласно решению все той же городской администрации). Интересно, что незадолго до этого здесь проводились митинги в поддержку «Единой России», на них выступал мэр.
Спустя несколько дней после митинга городской глава все-таки признал, что тарифы на штрафстоянку были «экономически не обоснованы» и даже уволил заместителя начальника департамента транспорта.
В пресс-службе горадминистрации отказались комментировать ситуацию вокруг штрафстоянки, заявив, что позиция мэра изложена в его Живом журнале. Однако в блоге градоначальника ничего не говорится о его личной ответственности — ведь именно он подписал постановление, которым устанавливались столь высокие тарифы.
« Замаливание погрешностей
КАРТ-БЛАНШ. Чем грозит коррупция в Росатоме? »
  • 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.