Пугающая доброта нового закона об образовании

В этом году первое сентября учителя и директора школ ждут с особым волнением, поскольку вступает в силу один из самых обсуждаемых законов – «Об образовании в Российской Федерации», который правили и принимали почти три года.




За это время было развеяно много мифов, в частности, о том, что общее образование постепенно станет платным. На самом деле сокращения бесплатных дисциплин в школах не произойдет, а число бюджетным мест в вузах и колледжах уменьшится, но по иным причинам. В целом, безусловно, теперь образовательные возможности граждан расширены: многие прежде экспериментальные формы и способы обучения теперь узаконены. Настораживает пока только одно: увеличение зарплат учителей до средних по региону ложится на бюджеты субъектов федерации. При отсутствии компенсаций со стороны федерации есть риск, что они будут выходить из положения, закрывая сельские и малочисленные школы.
По подсчетам Минобрнауки, новый закон в той или иной степени затрагивает интересы почти всех жителей РФ и все сферы экономики. Поэтому законопроект и получил столь широкое обсуждение, а точнее сказать, не на шутку встревожил как минимум 40 миллионов россиян, которых он касается напрямую. В профильный комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан, поступило 40 тысяч коллективных сообщений. Из них отобраны 11 тысяч замечаний и предложений. В итоге объем законопроекта составил 170 статей на 400 страницах, не считая почти 600 страниц поправок.
Вузы получат меньше денег
Больше всего вызывали опасения версии о том, что в связи с новым законом сократится число бюджетных мест в вузах и часы бесплатных дисциплин в школах. Представители министерства это напрочь опровергали, однако ясного понимания, что будет платным, что бесплатным, в обществе на этот счет нет до сих пор. С одной стороны, безусловно, закон по-прежнему закрепляет конституционные гарантии гражданам на бесплатное дошкольное, среднее и среднее профессиональное образование, а на конкурсной основе — на высшее. При этом, например, количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах школьного образования не уменьшается, а увеличивается. На деле же все не так просто.
«Да, в школах основные дисциплины будут также преподаваться бесплатно, — сообщил «Эксперт Online» Сергей Комков, президент Всероссийского Фонда Образование и один из категоричных критиков нового закона. – Но там сократится количество бесплатных развивающих предметов: танцы, изо, пение. Потому что директору на все бюджетных средств не хватит. В итоге развивающие предметы многие сделают платными, что закон вполне позволяет».
Что касается вузов, то депутат Олег Смолин подсчитал, что в течение пяти лет количество бесплатных мест сократится на 700 тысяч. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов это отрицал, говоря, что количество бюджетных мест останется прежним. Дело в том, что прежняя методика допускала количество бесплатных мест в вузах из расчета 170 человек на 10 тысяч населения. По новой, закрепленной законом, высчитывают 800 мест из 10 тысяч населения в возрасте от 17 до 30 лет. То есть, если посчитать, на миллионный город полагалось 17 тысяч «бюджетников», по новой методике – 20 тысяч. Формально мы видим даже увеличение мест. Но здесь есть одна тонкость: это число – 20 тысяч – максимально допустимо, а не минимально возможно. И здесь опять же сохраняется неясность, поскольку еще в 2011 году Минфин указал в официальном отзыве на законопроект, что изменение методики расчета бюджетных мест «приведет к сокращению расходов федерального бюджета на 15,6 млрд рублей». Возможно, правительство все же предусматривает дальнейшее сокращение финансирования вузов, а методику изменили, чтобы успокоить граждан, которые увидят намного большую цифру.
«В реальности же у нас происходит ежегодное сокращение выделяемого на высшее образование бюджета в среднем на 10 процентов, поэтому Смолин и вывел цифру 700 тысяч, — продолжает Сергей Комков. – Но при этом по новому закону на одного студента будут тратить больше денег. В условиях уменьшения финансирования бюджета вузам ничего не остается как сокращать число бесплатных мест и увеличивать количество коммерческих. Этого закон не запрещает».
Судя по всему, плавное сокращение финансирования бесплатных мест – это тоже способ соблюсти баланс интересов. Либеральная часть общества считает, что бесплатное высшее образование – пережиток прошлого.
«Я считаю, что количество бюджетных мест с каждым годом должно уменьшаться, а впоследствии они вообще исчезнут, — поделился с «Эксперт Online» Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, руководитель комитета по профессиональному образованию и подготовке кадров «Деловой России». — Так как Россия ориентируется на Запад, а там все вузы платные, независимо от того, частные они или государственные. Бесплатное образование – это пережиток социалистического строя. Как могут быть бюджетные места в вузах в условиях рыночной экономики?! Необходимо повышать конкурентоспособность вузов, а как это можно сделать, если вузы независимо от уровня подготовки студентов имеют гос. финансирование, они уже вне конкуренции».
В либеральном направлении сделан еще один шаг: уже в будущем году многочисленные категории абитуриентов-льготников не смогут воспользоваться преимуществами при поступлении. Вместо зачисления вне конкурса им предложат бесплатно отучиться на подготовительных отделениях. Но только один раз. Обучение на подготовительных курсах будет считаться преимуществом при поступлении.
При этом консерваторам тоже пошли на уступку: результаты ЕГЭ со вступлением в силу закона будут действительны четыре года, а не год, как ранее.
Также закон закрепил высокий статус главных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Как и федеральным и национально-исследовательским университетам, им дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты.
Новые нормы – старые формы
Немало споров в преподавательском сообществе вызвало и нежелание Минобрнауки вернуться к начальному профессиональному образованию. Речь идет о ПТУ, которые ликвидировали уже давно. Многие сетовали на то, что стране не хватает рабочих рук, поэтому ускоренное обучение работе за станком позволит производителям получить квалифицированных токарей, слесарей и так далее. Однако деловые круги возразили: современным производствам нужны не просто руки, но и головы. Поэтому в итоге в новом законе начальное профессиональное образование стало частью среднего профессионального. Это предлагает два вида программ: подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. То есть компромисс найден.
При этом в законе закреплены разные комбинированные формы обучения, так называемое сетевое обучение. В первую очередь оно касается колледжей, которые готовят кадры в основном под конкретные заказы предприятий. То есть студент получает от профессоров теоретические знания, а практикуется либо на предприятии, либо на специальной учебно-производственной площадке. Но, собственно, это практиковалось уже давно.
Вообще, процентов на 90 новый закон просто закрепляет прежний опыт, полученный ранее в экспериментальном режиме, что специалисты считают весьма удачной моделью законотворчества. Как говорится, протоптанные тропинки закатали асфальтом. Взять, например, то же самое сетевое обучение, которое вроде бы звучит как новелла. На самом деле сетевая форма образования довольно широко использовалась и используется общеобразовательными организациями: проекты «Школа-вуз», «Школа – межшкольный учебный комбинат», «Школа – ПТУ-коледж-вуз», «Школа-производство», «Школа-социокультурный комплекс» и другие.
Хотя в прежнем законе ничего не было сказано об электронном обучении и инновационных формах обучения, они тоже давно применялись в школах. Другое дело, что закрепленная в новом законе возможность электронного, то есть дистанционного обучения, предусматривает наличие у школы необходимой техники. Это означает, что у каждого учителя должен быть ноутбук или планшет, а также набор обучающих электронных программ и много чего еще.
Такой опыт уже есть. Например, в Пензенской области в рамках модернизации образования все учителя были обеспечены сначала нетбуками, а потом и ноутбуками. Школы подключены к сети Интернет, имеют сайты, их пополняют интерактивными досками, компьютерной техникой и IT-технологиями, внедряют электронные дневники и электронные классные журналы. В рамках пилотного проекта организовано дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Учителя осваивают IT-технологии и методики их применения.
В целом все это, конечно, увеличивает доступность образования. Но как это будет работать – другой вопрос. Например, учителя школ и гимназий в беседах жаловались нам, что выделяемые за счет средств государства интерактивные доски постоянно ломаются. Починка обходится дорого, в результате приходится рядом снова вешать обычную доску, а «инновация» в лучшем служит лишь экраном для демонстрации слайдов, в худшем – покоится в кладовке. Поэтому не ясно, какая судьба ждет предусмотренные законом электронные учебники.
Кстати, гимназии и лицеи считают себя наиболее пострадавшими.
«Для общеобразовательной школы изменения пойдут на пользу, для гимназии – нет, — говорит Элла Семенова, преподаватель московской гимназии № 1563. – По новым нормативам оплата труда учителей будет рассчитываться не по часам, а по количеству детей в классе. Так как в общеобразовательных школах в классах много детей, это выгодно учителю. А в гимназии на всех предметах детей разделяют на маленькие группы по 12-15 человек. Таким образом, для учителя невыгодно вести предмет по маленьким группам, следовательно, планируется объединять группы, что негативно скажется на уровне подготовки учащихся».
Что же касается опасений об удорожании образования, то они остаются актуальны только для дошкольных образовательных организаций. В законе нет гарантии ограничения размера родительской доплаты за содержание в детском саду, так что теоретически (если учредитель примет такое решение) это может привести к ее повышению. В остальном зарплаты сотрудникам и содержание имущества также оплачивает муниципалитет.
Прощай, школы?
Изначально предполагалось, что принятый в прошлом году новый закон «Об образовании» вступит в силу уже с начала 2013 года. Но Минфин в своем отзыве на законопроект возразил: ожидается резкое увеличение расходов субъектов федерации, которые еще не успели отразить предстоящие затраты в своих бюджетах. Чтобы сохранить стабильность бюджетного процесса, регионам дали полгода на принятие поправок и главное – на изыскание дополнительных средств.
В целом реализация закона потребует дополнительных расходов в 2013 году (в ценах 2011 года) из федерального бюджета в сумме 16,1 млрд рублей, а из бюджетов субъектов Российской Федерации — 405,1 млрд рублей! В основном увеличение происходит из-за самой важно социальной новеллы – повышения зарплаты учителей до уровня не ниже средней по региону. И повышение это должны обеспечить субъекты федерации. Причем платить теперь должны не муниципалитеты (они теперь должны лишь следить за состоянием зданий), как ранее, а именно субъекты федерации. И в этом заложена мина замедленного действия, поскольку компенсировать субъектам затраты федерация не намерена. На обеспечение бесплатного образования (инвентарь, учебники и прочее) расходы субъектов вырастут на 157, 9 млрд рублей при сокращении расходов местных бюджетов на 112,36 млрд рублей. Зарплаты учителей обойдутся федеральному бюджету в 26,9 млрд рублей, а субъектам федерации в 247,2 млрд рублей, почти в десять раз больше.
«В таких условиях можно прогнозировать резкое сокращения школ в сельской местности по всей стране, — сообщил «Эксперт Online» Алексей Скопин, заведующий кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ. – Именно так происходило последние годы в Московской области, с которой непременно будут брать пример губернаторы, если им негде будет взять деньги. Чтобы повысить зарплаты одним, они сократят других, вот и все. Закрытие школ происходит под предлогом того, что они малочисленны, что детям из деревень лучше учиться в ближайшей школе города. А то, что возрастает риск несчастных случаев при транспортировке детей, да и в принципе им далеко и долго будет добираться в школу и обратно – уже мало кого волнует».
Кстати, по новому закону, закрыть школу можно только при согласии местных жителей. Но есть и обходные пути. Например, в Московской области школы закрывали, несмотря на активные протесты граждан по формальным, но с точки зрения закона вполне оправданным предлогам: отсутствие пищеблока, подсобных помещений и так далее. В общем, за все то, что не оплатил школам муниципалитет. Теперь у последних, судя по всему, будет еще меньше стимулов содержать школы в надлежащем состоянии: лишний повод для давления со стороны губернаторов мало кому нужен.
Пожалуй, это основной риск, который пока усматривают эксперты от введения нового закона «Об образовании». В остальном все зависит от того, насколько верно его будут толковать и применять исполнители.
«Пока поступает очень много вопросов от преподавателей и директоров школ, — пояснил «Эксперт Online» Артемий Рожков, директор Центра прикладных разработок Института развития образования НИУ ВШЭ. – Новый закон содержит множество нормативных новшеств, обширный понятийный аппарат, новые формы и порядки оформления документов. И, судя по всему, большинство еще не знает, как правильно и своевременно все оформлять, как проводить перерегистрацию образовательной организации, в каких случаях она нужна, в каких нет. Мы для этого создали специальный портал, чтобы вести экспертно-консультационное сопровождение реализации нового закона. По любым вопросам там можно получить исчерпывающее объяснение».
На сайт вопросы поступают самые разные. Например, что волнует и учителей, и родителей – это новелла о новой форме самоуправления в школах. Теперь многие вопросы учителя и родители официально могут решать коллективно. Соответственно, надо вносить изменения в устав организации. Спрашивают обо всем, вплоть до того, как теперь следует наказывать учеников за оскорбление учителей. Если только в этом будут заключаться основные проблемы, связанные с новым законом «Об образовании», то можно согласиться с правительством в том, что он получился наиболее демократичным и самым проработанным законом, принятым за последние годы.
Справка:
Основные новеллы закона «Об образовании» в редакции 2012 года.
Возможность родителей выбрать одну из предлагаемых религиозных дисциплин.
Возможность применения модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Исключено понятие начального профессионального образования.
Появилась возможность дистанционного и семейного образования.
Вводится понятие «конфликт интересов педагогического работника» (когда у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы).
Предусмотрена поддержка и особые условия для талантливых детей.
Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья «без дискриминации».
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
Муниципалитеты обязаны устроить ребенка в первый класс в той школе, к которой он территориально прикреплен.
В случае отсутствия мест необходимо предложить другую ближайшую школу.
Сокращен список льготников при поступлении в вузы.Без вступительных испытаний идут победители и призеры олимпиад.
Дети-инвалиды, другие категории инвалидов принимаются в пределах квот (10%), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения вузов.
Бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз.
« Члены молодежной ОПГ за два года совершили...
Соломка вытеснила героин »
  • -1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Что сказать? Всё-как всегда. Законодатели неизменно руководствуются принципом «по одёжке протягивай ножки», а также, по возможности,-«всем сёстрам по серьгам». Чтоб никому не обидно было, понимаешь, в условиях экономического кризиса.