Общество с неограниченной ответственностью

Общественники требуют тотального контроля над органами государственной власти.




Президентский Совет по правам человека (СПЧ) совместно с Общественной палатой инициируют масштабную реформу системы общественного контроля в России. Как стало известно «Ъ», подготовленный в ОП и доработанный в СПЧ законопроект «Об основах общественного контроля» наделит правозащитников и инициативные группы граждан беспрецедентными правами по экспертизе и оценке деятельности госорганов и законодательной власти. Если проект будет принят, без предварительного одобрения общественными структурами не будет принят практически ни один значимый документ — от формирования бюджетов всех уровней до поправок к Конституции. В Госдуме, куда документ попадет еще до конца осенней сессии, оценивают перспективы его принятия как хорошие.
О необходимости принятия закона «Об основах общественного контроля», который обяжет все органы власти отчитываться о своей деятельности перед представителями гражданского общества, речь шла последние несколько лет. Но судьба законопроекта решилась только на встрече президента Владимира Путина с членами Совета по правам человека 4 сентября 2013 года. К тому времени СПЧ совместно с Общественной палатой подготовили документ и представили его президенту. Глава государства распорядился внести его до марта 2014 года в Госдуму.

Главная цель законопроекта — создать законодательную основу для деятельности многочисленных общественных организаций, контролирующих деятельность власти. Согласно документу, такой работой смогут заниматься федеральная или региональные общественные палаты, общественные советы при госорганах, общественные наблюдательные комиссии за местами принудительного содержания (ОНК), профсоюзные организации, а также попечительские советы при госучреждениях культуры, здравоохранения, пенсионных фондах и т. д. Все они в случае одобрения законопроекта получат, в частности, право принимать участие «в ежегодном отчете правительства о результате деятельности, участвовать в организации ежегодных отчетов перед законодательными органами региональных руководителей», а также выявлять нарушения законодательства и антикоррупционных стандартов в деятельности чиновников вместе с правоохранительными органами и судами.

Законопроектом впервые вводятся понятия, определяющие формы общественного контроля: правозащитники смогут проводить общественный мониторинг, общественные экспертизы, общественные слушания и общественные проверки-расследования. Документ обязывает чиновников рассматривать запросы, заключения и рекомендации, предложения и доклады, итоговые протоколы и другие заключения по итогам проведенных проверок, а также информировать общественные организации о планах деятельности. Кроме того, вводится понятие «обязательная общественная экспертиза». Ее, в частности, должны проходить проекты Конституции РФ, федеральные конституционные законы, региональные конституции и уставы и законы, которые вносят в них изменения. Помимо этого под обязательную экспертизу попадут законы о региональных и федеральном бюджетах, а также федеральные и региональные целевые программы и законы, которые регламентируют порядок формирования госорганов.

Нарушителей законодательства об общественном контроле предлагается наказывать «в соответствии с законодательством» РФ. Наказание, впрочем, только предстоит определить в случае одобрения законопроекта. При этом участие в общественном контроле не допускается в случае конфликта интересов, когда «возникает противоречие между личной заинтересованностью» контролера и интересов общественного контроля.

Председатель СПЧ Михаил Федотов пояснил «Ъ», что с введением системы общественного контроля все экспертизы, которые раньше проводили многочисленные общественные организации, получат правовой статус. «Это означает, что заключения смогут без проблем использоваться в суде или прокуратуре»,— рассказал «Ъ» господин Федотов. Деятельность контролеров будет прозрачной: за ней можно будет наблюдать на специальном интернет-портале — электронном ресурсном центре общественного контроля (ЭРЦОК).

«Создание такой площадки законопроект также предполагает. Для каждой организации, которая вправе осуществлять общественный контроль, будет создан свой профиль для публикации собственных экспертиз и отчетов. Таким образом, создается правовая база для реализации концепции электронной демократии»,— подчеркнул председатель СПЧ.

По словам одного из авторов законопроекта, члена Общественной палаты Иосифа Дискина, законопроект планируется внести в Госдуму до конца осенней сессии. Господин Дискин отмечает, что в текущем виде документ «рамочный и его еще предстоит подкрепить многочисленными подзаконными актами». «Предполагается внесение поправок в Гражданский, Водный и Лесной кодексы, другие законы РФ, которые регламентируют работу федеральных органов власти. Нам предстоит огромная работа»,— заявил «Ъ» господин Дискин.

Сейчас обсуждение общественно значимых инициатив происходит на площадке «Открытого правительства» (курирует министр Михаил Абызов), которая позволяет отраслевым экспертам и правозащитникам контактировать с профильными чиновниками. «Этот закон не просто не противоречит работе „Открытого правительства“, а полностью поддерживает и помогает ей. Поскольку суть „Открытого правительства“ — в обеспечении общественного контроля на разных уровнях»,— прокомментировал для «Ъ» инициативу Михаил Абызов. Как отметили в «Открытом правительстве», господин Абызов занимался концепцией этого закона и его продвижением еще будучи советником президента Дмитрия Медведева.

«Этим законом государство пытается хоть как-то урегулировать свои взаимоотношения с обществом,— заявил „Ъ“ член СПЧ и исполнительный директор „Гринпис Россия“ Сергей Цыпленков.— Но я сильно сомневаюсь в успехе, так как сама практика проведения общественных слушаний и экспертиз показывает, что эти инструменты в нашей стране нерабочие». Координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов считает закон «полудекоративным». «Мы пытались повлиять, например, на решения градостроительной комиссии, когда на совещания за закрытыми дверями не впускали ни журналистов, ни общественность. А об их решениях мы узнавали через год-два. И пока при принятии важных решений на 20 служащих из госструктур будет приходиться 3-4 общественника, ситуация не изменится»,— уверен эксперт.

Глава комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР), напротив, уверен, что закон полезен: «У гражданского общества появятся дополнительные законодательные рычаги давления на власть». При этом депутат оценил перспективы прохождения законопроекта через Госдуму как хорошие.
« Дмитрий Гудков собирает пенсионные иски
В Москве задержана группа "решальщиков",... »
  • +2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Прежде всего надо сделать процесс принятия решений прозрачным.Народ не такой уж глупый: разберется что по чем, главное у кого.Почему дорога такая дорогая, почему развлекательный центр в парке, очередь на квартиры почему не шевелится, почему Васильева ходит по магазинам, да много вопросов которые интересуют налогоплательщиков, а самое главное графики погашения нанесенного ущерба, в результате гениального руководства.Экспертиза самого проекта с участием общественности, а не только правозащитников.
0
авганвет титан борс вохр нпо свелана нпо сатурн нпо буран нпо энергия электронтест электронстандарт маджестик географическое общество нпо позитрон кб панцирь
+2
Все хорошо знают, кого защищают правозащитники. Их вообще нельзя даже на пушечный выстрел подпускать контролировать власть. Еще из бюджета, как всегда, денег попросят. Даром то кто будет бегать по тюрьмам и психушкам. Для давления на власть тоже есть и прокуратура и суд. Этого хватит. Нечего тут создавать новые структуры.
0
Лучше пусть они из российского бюджета денег просят, чем будут у Госдепа США получать свои сребренники. А для чего они нужны?.. Нужны. Не забывайте, что кому-то надо в нашем обществе выполнять функцию «полезных идиотов», таковы правила нынешней «игры в демократию».
+1
А если общество будет отгорожено от принятия законов, заправлять, как и прежде, будут одни олигархи — вон сейчас повсюду это жулье, наученное ими как жить — стоит зазеваться — и тебя уже обобрали. Вам надо продолжение этого?
+1
Причем обирают простых людей в строгом соответствии с принятыми законами. Это происходит именно потому, что общество отгорожено от принятия законов, а услуги депутатов олигархи имеют все возможности покупать — у них для этого есть поезда, набитые деньгами.
0
Ваша позиция — полный идиотизм. Если никто не будет вставать на защиту прав других — никто не будет защищен. Мир будет жить по законам животного мира: кто сильнее, тот и прав; — то есть хорошо жить, как и прежде, будут только единицы. Европейцы хорошо живут только потому, что научились объединяться, чтобы бороться за свои права — а это и есть создании правозащитных организаций. Все, чего добилось общество в плане своих прав, оно добилось только благодаря правозащитникам — которые часто ради этого жертвовали своей жизнью или свободой.
+2
А кто они такие правозащитники? Они что, за бесплатно бегают? Кто такая продажная Алексеева или Ковалев, который защищал чеченских бандитов? Сами себя назвали правозащитниками и все.
+1
Не удивлюсь, если и забесплатно. Правозащитниками (в действительном смысле этого слова) по определению могут быть только люди сознания; циники мздоимцы о других думать не будут — не тот уровень нравственного развития; — у них все мысли лишь о своей животной особи, ради которой они готовы, наоборот, топить кого угодно.
0
Кому надо за бесплатно бегать, все стоит денег, в том числе и проезд. Да и время тоже деньги.
+2
Те, кому принципы важнее денег — люди Сознания.
0
К сожалению правозащитники быстро превратятся в левозащитников и будут при формировании бюджетов лоббировать интересы, то же будет при рассмотрении значимых бюджетных проектов. Множатся ряды бездельников. После нормального рабочего дня, если работаешь с полной отдачей, никуда не побежишь чьи то права защищать, тем более альтруистически.
0
Важен переход на прямую Электронную Демократию. Олигархи имеют достаточно денег, чтобы подкупить сотни, а при необходимости и тысячи людей, от которых будет зависеть принятие законов — чтобы за счет этих законов обирать население и дальше. Потому что сознательных белых ворон, отказывающихся от личной выгоды ради интересов общества во власти не много; — в основном туда наоборот продираются те, кто готов ходить по головам. Поэтому единственный выход в том, чтобы последнее слово в принятии законов всегда было за самим населением — все население олигархам по определению не подкупить, пытаясь принять законы, направленные против него же. Все остальное — наивность, которая просто не будет действовать. Пока население само не начнет думать о своих правах — никаких прав ему никто не даст, и его место будет в стойле — как дойным коровам, не имеющим права голоса; а всем, как и прежде, будут заправлять олигархи.
+3
Согласна. Есть прокуратура, есть уполномоченный по правам человека, куча всяких контролирующих инспекций, а результат тот же. На самом деле создается еще одна кормушка и расход денег непонятно на что.
+2
Сколько живу на свете и ч то бы не случалось, я обращалась в прокуратуру и разные ведомства и всегда удавалось решить вопросы. А эти правозащитники будут только ходить за наши деньги по тюрьмам и спасать педофилов и убийц или так сказать оппозицию.
+2
Займитесь моим делом, может вам повезет: пятый год возвращаю деньги, вояками сворованные. Возьметесь? Ответы есть со всех контор, в т.ч. и с генеральной прокуратуры.
+1
К сожалению я не адвокат браться за чужие дела.