Некролог: скончалась Наталья Горбаневская

В ночь с 28 на 29 ноября в Париже на 78-м году жизни умерла правозащитница и поэтесса Наталья Горбаневская. Она участвовала в акции «За вашу и нашу свободу», став одной из семерых советских граждан, вышедших в августе 1968 года на Красную площадь против вторжения СССР в Чехословакию.




За свой поступок она была отправлена на принудительное психиатрическое лечение, позже эмигрировала, получив за границей известность как поэтесса и переводчица. В последние годы своей жизни Горбаневская активно критиковала путинскую вертикаль, выступала в защиту политзаключенных и «узников Болотной». В последний раз на митинг она выходила в августе этого года — протестовать против отказа властей согласовать приуроченный к 45-летию разгона демонстрации 1968 года пикет.
«Как грустно, что с Вами нельзя больше будет поговорить о России и Польше, Бродском и Милоше, Болотной площади и “Солидарности”, Путине и Валенсе, французских «проклятых поэтах» и русском авангардизме», — написала поэт Елена Фанайлова на сайте «Радио Свобода», которое первым сообщило о смерти Горбаневской. На радиостанции правозащитница числилась внештатным корреспондентом, последний раз выходила в эфир 25 октября 2013 года — тогда она принимала участие в большой дискуссии к 10-летию ареста Михаила Ходорковского. С молодости и до последних дней Горбаневская не скрывала своих политических взглядов, была последовательным критиком коммунизма, а затем и путинской России.
Она родилась в 1936 году в Москве. Росла без отца, но с «маминой семьей»: бабушкой, тетками, сестрами мамы. «Я научилась очень рано читать, и маму все пугали: что вы делаете, ребенок так рано читает, он сойдет с ума — тогда было такое мнение, — вспоминала Горбаневская. — У меня отнимали книги, я залезала в шкаф, доставала. Когда началась война, на это махнули рукой. Мама сказала: “Читает — есть не просит“». Французский язык Горбаневская начала учить еще во втором классе, дополнительно ходила заниматься к «знакомой старушке». Поступила на филологический факультет МГУ. На втором курсе начала писать стихи, тогда же с однокурсниками создала литературное объединение. Но скоро в факультетской газете «Комсомолия» вышла статья аспирантов факультета с карикатурами — ее литкружок обвиняли в декаденстве и сочинении упаднических стихов. «Мы ходили по факультету героями. Чувства опасности не было», — вспоминала Горбаневская. Позже ее отчислят из МГУ за пропуски занятий, и тогда она поступит заочно в Ленинградский университет. Дальше закрутилось — стихи в самиздате, знакомых отчисляют с факультета, ХХ съезд КПСС, новые знакомства — уже с ленинградскими поэтами, с Иосифом Бродским, с Анной Ахматовой. В 1964-м у Горбаневской появилась своя печатная машинка, и она принялась перепечатывать «Реквием» Ахматовой и другие запретные для советского читателя произведения. Выход из подполья оставался лишь делом времени.
25 августа 1968 года, три дня спустя после вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию, Горбаневская приняла участие в «демонстрации семерых» на Красной площади. Другими ее участниками стали физик и внук наркома иностранных дел Максима Литвинова Павел Литвинов, лингвисты Лариса Богораз и Константин Бабицкий, исключенный из вуза Вадим Делоне, рабочий Владимир Дремлюга и филолог Виктор Файнберг. Протестуя против подавления танками «Пражской весны», у Лобного места они развернули плакаты «За вашу и нашу свободу!», «Руки прочь от ЧССР!» и «Позор оккупантам!» Все они были схвачены сотрудниками КГБ и милиционерами. Суд признал их виновными по ст. 190.1 (распространение клеветнических измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй) и ст. 190.3 УК РСФСР (групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок). Виктора Файнберга отправили на принудительное психиатрическое лечение. Других участников акции приговорили к различным срокам заключения или ссылки.
Наталье Горбаневской поставили диагноз «вялотекущая шизофрения», около года она оставалась на попечении матери, но потом психиатр указал, что она «должна быть признана невменяемой и помещена на принудительное лечение в психиатрическую больницу специального типа». 2 года и 2 месяца она провела в психиатрической больнице. В 1971 году, пока Горбаневская еще оставалась в заключении в психбольнице, был опубликован ее очерк «Бесплатная медицинская помощь» о насильственной госпитализации и злоупотреблении психиатрией в СССР. В 1975 году Горбаневская эмигрировала в Париж, где начала работать в журнале «Континент», а затем в «Русской мысли» — главной газете русской диаспоры во Франции.
Горбаневская подробно описала и саму акцию 1968 года, и зачем она пришла на нее с ребенком, и последствия в своей книге «Полдень», вышедшей в 2007 году в посвященной диссидентам серии «Свободный человек». На презентации книгоиздательского проекта его куратор Филипп Дзядко объявил, что мемуары диссидентов,«этот опыт 1970-х годов, конца 1960-х и начала 1980-х, эта история сопротивления советской системе — не архив, но то, что все мы должны помнить, знать и держать в голове». «К сожалению, это особенно актуально сегодня», — добавил он.
Горбаневская же предположила, что в советское время инакомыслящим было быть проще: деньги зарабатывать было нельзя и было меньше, чего терять. «Вопрос, почему люди не хотят пойти на риск, чтобы жить по совести, вопрос ответственности — все это сегодня актуально», — сказала тогда она. «Актуальные» узники вскоре появились — и Горбаневская присоединилась к акциям в защиту арестованных по «Болотному делу». «Люди, которых не запугали, которые солидарны с арестованными, готовые [их] защищать — это люди не только хорошие, но и храбрые», — говорила она про тех, кто выходит на пикеты в защиту политзаключенных в апреле 2013 года.
25 августа 2013 года Наталья Горбаневская митинговала в последний раз. Она вышла на Красную площадь спустя 45 лет с той же растяжкой «За вашу и нашу свободу», что и в далеком 1968 году. На этот раз, когда пошли полицейские, она отошла в сторону. В ходе разгона не получившей согласования властей акции были задержаны десять человек, Горбаневскую в автозак не повели.
В конце ноября она подписалась под письмом правозащитников президенту Владимиру Путину с просьбой объявить амнистию для «узников Болотной», приурочив ее к 20-летию Конституции 12 декабря.
28 ноября, в последней записи в своем «Живом журнале» (в его названии, ng68, — отcылка к делу всей ее жизни), Наталья Горбаневская дала ссылку на фильм «Путинские игры», жестко критичный по отношению к российским властям рассказ о подготовке к Олимпийским играм в Сочи. Запись была подписана тэгом «посмеяться что-ли».
« Невольничий рынок современной России - как это...
МВД обучит шифровальщиков »
  • -2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
В небезызвестной книжке Григория Климова «Протоколы советских мудрецов», покойная тоже упомянута. Григорий Климов пишет о ней, будто в жизни «поэтесса» Наталья Горбаневская двух слов без мата связать не могла…
0
Какая глупая была Советская власть, зажимала придурошных «диссидентов» вместо того, чтобы дать им полную свободу и возможность выражаться. Все вокруг очень быстро бы поняли, что реально из себя представляют эти «диссиденты». Но Советы предпочли сделать святых мучеников из полных ничтожеств.
0
У правозащитников одна работа- день и ночь кричать о несправедливости. И защищают одно дерьмо. Для меня правозащитник- это предатель.
0
Солнце взошло над новой землей на́ небе новом.( Наталья Горбаневская) Царство Небесное. Вечная Память. Выставь долой рамы. Стекло вымой. Каноном мир огласи голосом сим, какой тебе даден Господом сил. От до до си. От вершин до впадин (Наталья.
0
Уходят люди, настоящая русская интеллигенция, те, которым невозможно навязать мнение ни телевидением, ни радио, те которые реально смотрят на жизнь и не уподобляются толпе, самостоятельно выучившая иностранные языки в русском Советском Союзе и не боявшаяся советского режима, который убивал личности.
+1
Про «убивал личности»-это вообще глупость. «Русский Советский Союз» был страной всеобщей грамотности населения, там были доступны для каждого библиотеки, музеи, театры, путешествия, занятия наукой и спортом. Высшее образование было доступно для всех желающих и способных… Для многих бесписьменных народностей и племён была создана письменность на их родном языке, написана художественная литература (на чукотском языке, на эвенкийском, на калмыцком итд.), появилась своя национальная интеллигенция итд. Так что, довольно вам нести полную чушь.
0
вот какая странная особенность… все это дерьмо поразительно живуче… может не так уж и плохо им жилось в «лапах гебни кровавой»))))
0
  • avatar
  • ttom
да неплохо она наверное жила-было на что… потому и не особо страдала на что жить завтра… ну хоть одна что ли несколько встрепенула про события.а так… не особо и знает ее кто.