Чем меньше свободы, тем безопаснее

Депутаты Госдумы и силовые структуры подготовили блок законопроектов, направленных на ужесточение борьбы с терроризмом, и расширили перечень статей УК, по которым предусмотрено пожизненное наказание.




Пакет законопроектов, направленных на ужесточение борьбы с терроризмом, внесен в Госдуму группой депутатов от всех парламентских партий во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. Содержащиеся в данных документах антитеррористические новации несколько месяцев разрабатывались в ФСБ, МВД и Росфинмониторинге. В связи с последними терактами в Волгограде работа над законопроектами была активизирована, а их нормы существенно ужесточились. Что касается поправок, то они, в частности, предлагают расширение полномочий ФСБ, существенное увеличение срока уголовных наказаний за террористическую деятельность, ограничение сумм денежных переводов при использовании платежных интернет-систем, внесение изменений в работу НКО. К теракту будут также приравнены попытки дестабилизации государственной власти.
Первым делом депутаты и разработчики законопроекта из числа силовиков намерены «развязать руки» сотрудникам ФСБ. Сегодня они имеют возможность проверять у граждан удостоверяющие их личность документы только в зонах проведения контртеррористических операций. Во всех остальных случаях им надо приобщать к своей работе полицейских (у сотрудников МВД это право не ограничено) и просить помощи у них.
Новая поправка даст «чекистам» самостоятельное и без всяких проволочек право на проведение личного досмотра граждан, их вещей и автотранспортных средств. При этом основанием для такого рода операции может послужить подозрение, что те или иные граждане могут совершить противоправные действия.
Важными поправками планируется дополнить и Уголовный кодекс. Так, по ряду террористических статей наказание возрастет сразу в два раза – с 10 до 20 лет тюрьмы по верхней планке. К отягчающим обстоятельствам будет отнесено преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма. А в статью «Террористический акт» дополнительно как цель совершения преступления вносится пункт – «Дестабилизация деятельности органов государственной власти и самоуправления в регионе».
Расширяется и перечень статей, за нарушение которых террорист может получить пожизненный срок. Это касается таких преступлений, как «обучение террористической деятельности», «организация террористического сообщества и участие в нем», «содействие террористической деятельности», «организация деятельности террористической организации и участие в ней»; «организация незаконного вооруженного формирования»; «угон воздушного судна, водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава».
Согласно новым поправкам, террористам также не стоит рассчитывать на условный приговор, уход от ответственности в связи с истечением срока давности преступления (здесь оно не будет действовать) или же на отсрочку наказания (например, в случае если у женщины есть малолетние дети).
Президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров поддерживает эти новшества двумя руками. В небольшом интервью он отметил, что благодаря новым широким полномочиям сотрудники ФСБ смогут доходить до той среды населения, которая подозревается в связях с террористами или же сама занимается такой деятельностью.
– После того, что случилось в Волгограде, такие жесткие меры имеют право на существование, и, думаю, в ближайшее время (еще до Олимпиады) поправки будут приняты, – говорит Гончаров.
– Понятно, по вашему мнению, такие нормы сегодня оправданны, но могли бы вы оценить их эффективность?
– Эффективность, конечно, заключается не в том, что кому-то дают больше полномочий. Борьба с терроризмом – специфическая сфера. Она основана на двух «китах» – агентурная работа и оперативно-разыскная. Главное – чтобы спецслужбы работали с полной отдачей. Тогда есть шансы предотвращать теракты, а не только их фиксировать. Что касается ужесточения законов, то на смертников это не влияет никаким образом.
Такие законы нужны и принимаются для тех, кто способствует террористам, кто их организует, обеспечивает оружием, дает им базы укрытия и так далее. С этим кругом мы и хотим работать на законном основании. Поэтому вводится уголовная ответственность и за пропаганду террористической деятельности, чего раньше не было. Дестабилизация власти тоже впервые будет приравниваться к террористическому акту.
– А лично вы как относитесь к причислению дестабилизации власти к теракту?
– Я думаю, эта норма не будет приниматься огульно.
– После терактов многие наверняка склонны поддержать такое новшество, но ведь немало и скептиков, которые будут говорить, что мы теперь будем жить в полицейском государстве.
– В любом государстве, когда в соцопросах граждан спрашивают, хотят ли они жить так, чтоб не бояться терактов, чтоб их жизнь и здоровье не зависели от смертников, и при этом готовы ли они поступиться определенными завоеваниями демократии, большинство соглашаются на ограничение демократических свобод. Люди выбирают жизнь и голосуют против терактов. А когда правозащитники говорят про полицейское государство, достаточно вспомнить ни в чем не повинных жертв терактов в Волгограде и их близких.
Неравнодушно говорит о жертвах терактов в Волгограде и президент Общероссийского общественного движения «СПС» Леонид Гозман. Однако относительно нового антитеррористического блока законодательных поправок у него совершенно иное мнение. Гозман, в частности, считает, что ФСБ не хватает не полномочий, а профессионализма и ответственности.
– Эти поправки вносятся не после очередных терактов, а после очередного провала ФСБ по предотвращению теракта, – заявил «Эксперт Online» Леонид Гозман. – Вот если, например, хулиганы что-то натворили. К кому претензии? К охранникам! Вы куда смотрели? Вы за что деньги получаете? И их снимают, увольняют, штрафуют. А наша ФСБ после каждого теракта только добавляет себе полномочия.
Пожизненное заключение, по словам Гозмана, тоже «как мертвому припарка»:
– Вообще Яровая женщина умная. Она уже как-то предлагала карать смертников смертной казнью. Теперь пожизненное наказание вводят. И что? Это остановит террориста, который идет на смерть? Или остановит того, кто обманул его и задурил ему голову? – задается вопросом Гозман и сам на него отвечает: – Его это тоже не остановит. Потому что он понимает: если возьмут, все равно не жить.
Между тем депутаты предлагают еще ряд антитеррористических мер. В частности, Административный кодекс, возможно, будет дополнен статьей «Финансирование терроризма». Наказание за это преступление для юридических лиц составит от 1 млн до 60 млн рублей штрафа. Отдельная норма касается и неподчинения антитеррористическим комиссиям, которые обычно возглавляют губернаторы. Таким образом, невыполнение требования главы региона может обойтись рядовому гражданину в 3-5 тыс. рублей штрафа. Должностное лицо должно будет выплатить от 30 до 50 тыс. рублей, а юридическое лицо может раскошелиться на сумму от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Поправки также коснутся и сферы информационной безопасности. В законы «О связи» и «Об информационных технологиях» будут внесены изменения, обязывающие хостинги, владельцев сайтов и провайдеров хранить информацию о пользователях в течение шести месяцев и по требованию правоохранительных органов предоставить ее им. За нарушение этих норм вводится административная ответственность: для физических лиц – штраф от 3 до 5 тыс. рублей, для юридических – от 100 до 200 тыс. рублей.
С целью ограничения финансирования террористической деятельности депутаты также разработали поправки, усложняющие и ограничивающие суммы анонимных переводов денежных средств с помощью платежных интернет-терминалов. Вместо 15 тыс. рублей в сутки аноним сможет перевести какому-либо адресату только 1 тыс. рублей. Снизится и ежемесячная сумма – с 40 до 15 тыс. Также планируется уточнить порядок использования платежных систем и ввести меры по идентификации личностей получателя и отправителя. Правда, каким образом это будет достигнуто, в законопроекте не прописано.
А банки должны будут сообщать Росфинмониторингу обо всех поступлениях на счета НКО от иностранных юрлиц, граждан и международных организаций сумм более 100 тыс. рублей.(вместо нынешних 200 тыс.). Траты НКО тоже будут взяты под контроль.
– Да эти поправки – просто жуть зеленая, – не подбирает выражений Леонид Гозман. – Эти разработчики действительно думают, что НКО, например, общество «Мемориал» или Московская Хельсинкская группа Людмилы Алексеевой террористов финансируют? А те отморозки, которые кричат «Аллах Акбар», получают деньги через «Яндекс-кошелек»? Они получают деньги наличными и совершенно иначе. А что такое приравнивать дискредитацию власти к терроризму? Вот в этом они проговорились. Их это действительно волнует.
Негативно, но сдержанно к данным поправкам относится и Сергей Гончаров:
– Если кто-то думает, что терроризм обеспечивается 100 тыс. рублей и ему будет нанесен огромный урон, если какой-то аноним вместо 40 тыс. рублей перечислит только 15 тыс., он глубоко ошибается. Эти цифры просто смешны. Терроризм – это огромный бизнес, и внутри и вокруг него крутятся десятки и сотни миллионов долларов. Другое дело – если некоторые организации, инкогнито собирающие деньги на бандформирования, попадут под око спецслужб. Это действительно может возыметь эффект.
Справка
Антитеррористические поправки коснутся следующих статей УК РФ.
Статья 205 («Террористический акт»), статья 205.1-5 («Содействие террористической деятельности, публичные призывы или оправдание терроризма, обучение в целях осуществления террористической деятельности, создание террористического сообщества, организация деятельности террористической организации»), статья 206, часть 3 и часть 4 («Захват заложника, повлекший его смерть»), статья 208 («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»). статья 211(«Угон транспортных средств»), статья 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), статья 278 («Насильственный захват власти»), статья 279 («Вооруженный мятеж») и статья 360 («Нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой»).
« "Юкос"снова в суде
Престиж за триллионы »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Лучше жить в полицейском государстве, чем быть убитым от рук террориста или стать инвалидом. Что делать, террористы вынуждают власти к этому. Пусть принимают меры и суровые к таким нелюдям. А т о сами не живут и другим не дают.
+1
Ура! Скоро законы будут жёсче чем в СССР! Большинству не нужна свобода, они согласны жить как хомячки: пусть в клетке, но чтоб хорошо кормили и кот находился снаружи. Получается, что эти теракты наруку ФСБ — скоро они получат неограниченные права…
0
Конечно, лучше если тебя или твоих родственников взорвут на улице.Как говорил Горбатый-чик осколком и ты уже на небесах