Мифы о ветхом жилье

Горожане, живущие в старых домах, предназначенных под снос, часто заблуждаются в своих ожиданиях относительно условий переселения и параметров предоставляемых им новых квартир.




Предложлагаю «буквой закона» опровергнуть основные мифы, связанные с отселением людей в результате сноса домов.
Миф №1: отселят куда подальше
Несмотря на то, что уже большое количество людей переселены из старых домов в новые, среди горожан все еще бытует достаточно много мифов, которые либо рождаются из неправильного понимания норм законодательства, либо из неправильного применения данных норм отдельными чиновниками, с сожалением замечает старший юрист ООО «Приоритет» Виталий Бородкин. Ну и доля слухов и домыслов также имеет место быть, добавляет он.
Например, жители Москвы, переживают, что после сноса дома их переселят из хороших районов на городские «задворки».
Юристы спешат объяснить, что в целом это заблуждение, но с небольшой оговоркой. В соответствие с нормами статьи 3 закона Москвы №21 «Об обеспечении жилищных прав при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» у жителей столицы сохраняется право на получение жилых помещений в районе своего проживания, вне зависимости от формы собственности, объясняет Бородкин.
При этом район проживания определяется как территория всех районов, прилегающих к тому, в котором расположен подлежащий освобождению дом, в рамках одного административного округа Москвы, уточняет ведущий юрисконсульт департамента юридического консалтинга юридической компании «Базальт» Евгения Мусина.
Например, если дом, подлежащий расселению, находился в районе Коньково Юго-Западного административного округа, то его жителям могут быть предложены варианты в районах Коньково, Ясенево, Теплый стан, Зюзино, Черемушки и Обручевский, объясняет эксперт.
Правда, юристы говорят о ряде оговорок. Так, переселение из домов, находящихся в Центральном, Зеленоградском, Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы, осуществляется в границах этих административных округов. Переселение же из района, который не имеет границ с другими районами Москвы, осуществляется в границах административного округа, в состав которого входит указанный район.
В случае, если при расселении предоставляется две и более квартиры, по общему правилу в районе проживания предоставляется одна квартира. Исключение из общего правила также составляют случаи, когда расселение осуществляется в неотложном внеплановом порядке – из-за повреждений, полученных в результате взрывов, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.
Миф №2: каждой семье – по квартире
Особые интересы при расселении из ветхого жилья имеют граждане, занимающие квартиры на основании договора социального найма. Многие из них убеждены, что при предоставлении новой площади будет учитываться количество прописанных в старой квартире человек, а значит, можно надеяться на получение квартиры большей площади или и вовсе нескольких помещений на каждую из семей. Согласно этой логике, если в двухкомнатной муниципальной квартире были прописаны три семьи, то они при сносе дома получат несколько квартир или одну, но значительно большего размера.
Здесь стоит вспомнить основной принцип, закрепленный законодательством при решении вопроса о площади, комнатности и других условий жилого помещения, предоставляемого взамен жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, замечает Мусина. Этот принцип следует из статей 32, 86, 89 Жилищного кодекса РФ, и однозначно сформулирован судебной практикой: «Переселение не предполагает улучшение жилищных условий».
Иными словами, поясняет эксперт, при переселении граждане не решают вопрос улучшения своих жилищных условий. Однако они вправе получить жилое помещение, свойства которого будут не хуже, чем у существующего жилья, подчеркивает Мусина. То есть при переселении гражданин не может получить меньшую жилую площадь и одну комнату вместо двух. В то же время за гражданами сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если на то есть основания, добавляет собеседница агентства.
Миф №3: чем больше жильцов, тем больше площадь
Как ни странно, но на улучшение своих жилищных условий на основании большого числа прописанных в квартире родственников, рассчитывают даже владельцы купленных или приватизированных квартир. Но здесь юристы категоричны: на определение площади и комнатности квартиры в новом доме при отселении из приватизированной/купленной квартиры влияет площадь и комнатность прежней квартиры, но ни в коем случае не количество проживающих, их пол, семейные отношения, заявляет Мусина.
В соответствие с законом города Москвы «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» № 21 по письменному заявлению собственника с ним заключается договор мены.
По такому договору мены, собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, которое должно быть равнозначным помещению, находящемуся в собственности.
Равнозначность помещения определяется площадью (она должна быть не менее площади жилого помещения собственника), количеством комнат (их не может быть меньше, чем было), местом расположения (новое жилое помещение должно находиться в том же районе проживания, что и прежнее).
Кстати, при заключении договора мены доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается, подчеркивает эксперт.
Миф №4: сколько хочу, столько и выбираю
Собственники квартир в отселяемых домах также часто настаивают на том, что им должны предоставлять варианты нового жилья на выбор до тех пор, пока один из вариантов их не устроит. В данном случае категорического опровержения эксперты не дают, так как в целом это вопрос неоднозначный.
«В настоящее время количество вариантов предложений для собственника при расселении законодательно не определено. Установлены лишь сроки, в которые стороны должны прийти к соглашению о порядке, стоимости и вариантах освобождения собственникам жилого помещения – как правило, не меньше года», — поясняет Мусина.
Закон предоставляет сторонам возможность самостоятельно договориться о тех или иных вариантах для собственника освобождаемого помещения. Сколько при этом будет рассмотрено сторонами вариантов – вопрос переговоров, замечает собеседница агентства.
Впрочем, Бородкин, в свою очередь, указывает на один существенный нюанс.
Дело в том, что префектуры, которые издают распоряжения о сносе домов и переселении жильцов, связаны достаточно жесткими сроками, говорит он. Нужно понимать, что на месте снесенных домов будут строить новые дома, в которые, в свою очередь, будут переселяться другие граждане. Следовательно, в случае, если префектура округа Москвы предложила все варианты равнозначной компенсации, а собственник просто не согласен (хочет получить квартиру большей площади или же в хорошем месте), префектура вправе устранить разногласия в судебном порядке, поясняет юрист.
При этом, по его словам, у собственника квартиры в сносимом доме, практически нет шансов на то, что решение будет в его пользу, поскольку, подавая иски о выселении, администрация Москвы предварительно соблюдает все условия предоставления жилых помещений взамен изъятых.
« Ограбление по-русски
Приставы станут силовиками »
  • +19

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
В Воронеже стали скупать бараки, чтобы проложить новую дорогу, а в каждой халупе прописано по 300-400 армян, и все требовали по отдельной квартире!