Униженные и оскорбленные помогают репрессиям

Скандал с опросом «Дождя» и последующим отключением телеканала от кабельных сетей выявил характерную черту наших публичных дискуссий: главным жанром российской политики становится обида, а главным действующим лицом — группы оскорбленных граждан.




У видавшего виды населения вдруг обнаружилась необычайная чувствительность и уязвимость. Вопросом про блокаду оскорблены кабельные операторы, заксобрание Петербурга и некий «Профсоюз граждан России». Ветераны города Тольятти оскорблены планами установки в городе памятника Александру Солженицыну, который «сыграл большую пропагандистскую роль в деле огульного очернительства нашей исторической Родины – Союза Советских Социалистических Республик». Ранее ветераны во главе с тов. Долгих были оскорблены вывеской «Антисоветская шашлычная» и высказываниями Леонида Гозмана, сравнившего СМЕРШ и СС.
В состоянии непрекращающейся обиды пребывает и православная общественность, которая то находит кощунство в театральных спектаклях, от «Идеального мужа» в постановке Константина Богомолова до «Иисуса Христа — суперзвезды» в Ростове, то оскорблена Музеем эротики в Москве и выставками Марата Гельмана. К хору обиженных присоединяются и казаки, которые то требуют извинений от Владимира Познера, то закрытия спектакля «Лолита» и выставки братьев Чепмен в Эрмитаже.
Удивительным образом, особо тонкой душевной организацией в наши дни отличаются суровые мужчины: охранники храма Христа Спасителя испытывают «моральные страдания» при виде перформанса Pussy Riot, лишившего их сна, впечатлительные омоновцы Болотной пугаются прилетевшего из толпы лимона и предъявляют скол зубной эмали в качестве телесного повреждения, а надзиратели бывшего лагеря для политзаключенных «Пермь-36» обижены проведением в нем гражданского форума «Пилорама», в результате чего форум с 2013 года прекратил свое существование.
В наши дни впору выставлять в музее не плачущего большевика, а плачущего силовика.
Рупором обиженных стала журналистка «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда, которая присвоила себе право на моральный троллинг, выполняя сегодня в публичном пространстве функции скандалистки-правдоискательницы из советской очереди, хрестоматийной общественницы с авоськой в руке и металлом в голосе: «как мать говорю и как женщина». Начинавшая в «Комсомолке» статьей в поддержку догхантеров, Скойбеда стала специализироваться на дискурсе ненависти, так называемой hate speech, конструируя образ врага в духе не брежневских даже, а сталинских пропагандистов.
Советское возвращается в активный оборот. Вновь востребована стилистика «возмущенной общественности» и «писем трудящихся». Вот заголовки последних дней: «Тольяттинцы выступают против памятника Солженицыну», «Новгородцы недоумевают по поводу опроса на телеканале «Дождь». Это типичный феномен коллективизации речи, создания коллективного тела с его сакраментальным «Пастернака не читал (Pussy Riot не видел), но возмущен». Это общинное тело, говорящее устами ветеранов, охранников, «Уралвагонзавода», лояльных деятелей культуры, партактивов «Единой России» и дрессированных журналистов на прямых линиях. Появляется целый класс профессиональных обиженных, которые под видом «гласа народа» транслируют волю «хозяев дискурса» и по сути своей являются эффективным инструментом репрессий, всепроникающей цензуры коллективного бессознательного.
На глазах расширяется пространство сакрального. Нас окружают новообретенные святыни: храм с автомойкой и банкетным залом, охранник при вратах, очередь к Дарам, омоновец на площади, общественный порядок — все это священные сущности, не подлежащие осквернению. И даже проезжая часть священна и неприкасаема, ибо вдруг поедут в больницу дачники. И точно так же в пространстве публичной дискуссии все больше табуированных тем: война, Победа, блокада, армия, вера, патриотизм, безопасность, военный бюджет, суверенитет, территориальная целостность РФ, Советский Союз и все чаще — Сталин, Дзержинский, ВЧК… Ни о чем из этого списка теперь нельзя рассуждать вслух, не рискуя наткнуться на чье-то истеричное «не замай», сопровождаемое исками в суд, письмами в прокуратуру, выездами зондеркоманд НТВ или налетом казачьих штурмовиков. Депутат Ирина Яровая только что внесла в Госдуму законопроект об ответственности за посягательства на историческую память, который предусматривает уголовное наказание за заведомо ложные обвинения СССР в совершении преступлений во время Второй мировой войны штрафом до полумиллиона рублей или тюремным сроком до пяти лет.
И ведь работает! «В целом результат уже достигнут, — признает Андрей Архангельский — И самая естественная реакция на это — «а давайте вообще не трогать эту тему от греха подальше», самоцензура и психоз, жизнь в ожидании расплаты. Давайте не лезть туда, давайте не лезть сюда — количество сакрального увеличивается, и вот пишу я этот текст, и после каждой фразы где-то в известном месте рождается страх: а вдруг я кого-то оскорблю или обижу чью-то память о войне». Причем речь идет не только о СМИ, но и о пространстве социальных сетей: преследуются и комментарии в Фейсбуке, и простые репосты (как в случае с доцентом МГУ Вячеславом Дмитриевым, которого ФСБ допросила за перепост чужой статьи); скоро, видимо, начнут прессовать за лайки: ФСО начинает ежедневный мониторинг соцсетей с целью отслеживать «негативно настроенных» пользователей.
Впрочем, ФСО не нужна, когда в интернете есть масса бдительных граждан, готовых сделать скриншот любого критического высказывания и донести по инстанции.
Власть производит зачистку местности руками общественности; подобно вирусу, дискурс сакрализации самовоспроизводится в обществе и порождает новые священные темы, табу и группы обиженных граждан. Формально режим ни при чем, он лишь законодательно оформляет «волю народа», выраженную в разного рода истериках, доносах и коллективных письмах, — но по сути он эту волю конструирует и ею же манипулирует, используя гражданское общество как свой ресурс.
Противопоставить этому мороку можно только рациональное веберовское «расколдование мира», трезвый разговор о болевых точках истории и современности, психотерапию коллективного сознания, в которой так нуждается Россия, где главные проблемы не проговорены, а «замолчаны» или, скорее, «закричаны» официальной пропагандой и патриотической мифологией. Необходима десакрализация общественной дискуссии со снятием табу с тем революции, войны, Победы, репрессий, голода, ГУЛАГа, геноцида, сталинизма и чекизма, религии, сексуальности и др. Подлинная любовь к Родине — это терапия памятью, проговаривание вслух закрытых зон, а не патриотические шумихи и петарды и не «историческая реконструкция» блокады Ленинграда за 8 млн рублей, которую собирались проводить в эти дни городские власти Петербурга, отменив это лишь в последний момент. До тех пор пока такой разговор не произойдет, наша коллективная психика будет полна неврозов, о которых и свидетельствуют крики обиженных.
Они ведь и вправду потерпевшие.
Они проиграли в столкновении с открытым обществом, интернетом, глобализацией, памятью отдельного человека, критической историей, современным искусством. Им надо задавать вопросы, как тот неудобный (хотя, возможно, и неуместный в день снятия блокады) опрос «Дождя». С ними надо говорить спокойным тоном, как говорил о блокаде перед немецким бундестагом во время традиционного «Часа памяти» на прошлой неделе Даниил Гранин: тихо, внятно и без пафоса. В Госдуму, в отличие от бундестага, Гранина никто не зовет – зачем депутатам часы памяти, когда есть пятиминутки ненависти; зачем им правда Даниила Гранина и Виктора Астафьева, Василя Быкова и Бориса Васильева, когда у них есть такой специалист по истории, как Ирина Яровая?
Кстати, единственным российским эфирным каналом, полностью показавшим выступление Гранина в бундестаге, был «Дождь».
« Школы возьмут под охрану
За Олимпиаду-2014 Россия должна благодарить... »
  • -8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Никто не вправе говорить от имени общества, не подтверждая свои слова отчетливыми результатами голосования самого общества по соответствующему вопросу. Пороть отсебятину от имени населения, не подтверждая ее внятными результатами голосования самого населения по соответствующему вопросу, и навязывать таким образом населению откровенную собственную отсебятину, не должно быть разрешено никому — это абсолютный произвол. Если хочешь говорить о мнении народа — устрой референдум (например на сайте roi.ru — это сайт с официальной регистрацией, предназначенный специально для этого).
0
поддерживаю Ваши слова
+2
Отлично что закрыли, поносовыдающие каналы нужно исключать из эфира.а прессуют не страну, а либерастов и грантоедов, троллей и прочую либерастическую профашисткую шушару.
+1
Чем бы не занять внимание людей, пока последние соки с них высасываешь. Но на «Дождь» конечно давно зуб точили, и это отключение было лишь вопросом времени. Повод для закрытия конечно глупый выбрали, а обиды, они нагнетаются в умах людей, главное убедить самих людей, что они обиделись.
0
Знаешь ли, Витенька, никто на «Дождь» зубы не точил. Они сами обоср… сь. Теперь чисто по бизнесу «заподло» их транслировать в эфир. Того и гляди, что не отмоешься потом от дерьма и рейтинг собственной деловой репутации опустишь ниже плинтуса.
-3
Давайте, товарищи, прессуйте дальше страну. Ваши дети Вам спасибо скажут…