Один день в образе бродяги

Дом ночного пребывания рассчитан на 50 человек. В отделение социальной адаптации чаще всего попадают бывшие заключенные, пожилые люди, инвалиды.


Они могут жить здесь круглосуточно шесть месяцев в году и пройти реабилитацию: оформить временную регистрацию, восстановить документы, устроиться на работу или получить пенсию.
Тем, кто задержится на более долгий срок, придется платить 21 рубль в сутки. Чтобы просто переночевать в отделении ночного пребывания нужно заплатить 10 рублей 50 копеек. Чаще всего этой услугой пользуются женщины и мужчины 40–60 лет, пьющие и не имеющие своего жилья. Сотрудники центра помогают и им найти работу и выправить документы. Многие из них возвращаются к нормальной жизни.
– От центра города наше учреждение находится далеко, — говорит директор «Дома ночного пребывания» Николай Тихонов. — Зато неподалеку есть несколько предприятий, которым постоянно нужны рабочие руки. Зарплату могут предложить в 12 тыс. рублей. Если учесть, что за коммунальные услуги платить совсем не надо, это немало. Можно даже на съемное жилье накопить.


Особенно популярным «Дом ночного пребывания» становится в морозы.
– Когда столбик термометра опускается ниже 20 градусов, людей у нас становится больше, — говорят сотрудники. — В отделении ночного пребывания вместо 25 кушеток, мы ставим порядка 50. Они находятся и в комнатах, и в коридорах. При этом постояльцы у нас не просто ночуют, а живут, на улицу они не выходят. Вот, к примеру, в прошлом году благотворители привозили нам чай, сахар, булочки. В этом — православная церковь дважды в неделю кормит наших подопечных горячими супами и кашей. Люди приходят разные.
Заглядывает очередной посетитель.
– Сергей, никак твой вопрос с инвалидностью пока решить не могу, — говорит ему специалист. — Надо в больницу ехать. Сможешь до нее добраться?
– Вы же знаете, что я могу самостоятельно до больницы добраться, — говорит он. — Эх, поскорее бы мне 60 лет исполнилось, может быть, в дом ветеранов удалось бы оформиться.
Мужчина опирается на костыли. Мне он рассказывает, как когда-то работал фельдшером на машине скорой помощи. После того как порезал супругу ножом, на восемь лет попал в колонию общего режима. А как освободился, выяснилось, что из квартиры его выписали, идти некуда, так и попал в ночлежку. Несколько раз в неделю Сергей ходит к близлежащей церкви просить милостыню. Говорит, что на нее можно хотя бы хлеба купить и утверждает, что уже и не помнит, когда последний раз выпивал.


– Вы обратили внимание, что у нас аккуратно и чисто? — спрашивает у меня социальный работник ночлежки. — Многих наших клиентов пришлось учить аккуратности с нуля. Потому что часто они к нам приходят без самых элементарных навыков. По нашим наблюдениям, 1-2 года на улице — и человек полностью утрачивает санитарные навыки.
У нас есть кухня, в которой каждый может себе что-то приготовить. Главное, чтобы человек умел это делать. А вот канализация, душ и умывальники давно пришли в негодность, но, думаю, со временем мы их поменяем.
Навстречу мне по коридору идет опрятно одетый мужчина.
– Это тоже наш, — шепчут сотрудники.
– Меня зовут Трой, — представляется он. — Я приехал учиться в Пензенскую сельскохозяйственную академию из Узбекистана. Можно сказать, повышать квалификацию. Обучение оплачивает государство, мне даже стипендию платят — 4,8 тыс. рублей в месяц. На родине я работал преподавателем математики, через три года планирую туда вернуться. Почему здесь живу? А мне комнату в общежитии не предоставили, а снимать жилье по деньгам не получается.
По словам Николая Тихонова, бездомными могут стать люди и вовсе неожиданные.
Раньше считалось, что типичный человек без определенного места жительства — это обязательно судимый алкоголик, потерявший все связи с родственниками, который не хочет возвращаться в нормальное общество. Но в последние годы без крыши над головой все чаще остаются вполне добропорядочные люди.
– У нас жила у нас молодая женщина, которая потеряла жилье, — вспоминает директор. — Знакомые уговорили ее продать квартиру в Чапаевске и приобрести дом в Пензе. Здесь эти люди сняли квартиру, она уехала на заработки в Анапу, а когда вернулась, ее на порог дома даже не пустили. Побывал у нас мужчина, которого жилья лишила супруга. Недавно мы отправили в дома ветеранов несколько престарелых граждан, от которых отказались родственники. И таких историй масса. Последние несколько лет мы помогаем и тем, кто обращается в так называемые реабилитационные центры, которые якобы помогают избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. Люди приезжают в область из других регионов в надежде избавиться от пагубной привычки. В результате они не получают никакой медицинской помощи, у них отбирают документы и заставляют работать практически за еду. В прошлом году мы столкнулись с четырьмя подобными случаями.

Бывают и совсем необычные случаи. Осенью 2012 Марию подобрали на трассе медики. С пустым взглядом она шла вдоль дороги. Перед сотрудниками ночлежки она предстала в потрепанном пальто и мятой шляпе, грязная и испуганная. На многочисленные вопросы отвечала, что приехала из Чапаевска, что есть дети, но где они находятся, не знает. В ночлежке ей выделили кушетку. Шефство над женщиной взяли сотрудники одного из пензенских салонов красоты.
Николай Тихонов сам искал ее родственников: обращался в социальные службы, в газеты, писал о ней в социальных сетях. Чудо произошло недавно: родственники женщины объявились, они живут в Хабаровске. Сейчас фонд ищет деньги, чтобы отправить Марию на родину.
– В год из областного бюджета нам выделяют порядка шести миллионов рублей. Этих денег хватает на самое необходимое: выплату заработной платы, коммунальные платежи, поддержание порядка здания, — перечисляет Тихонов. — На человека, который находится в отделении социальной адаптации, в день тратится порядка 260 рублей, а в отделении ночного пребывания — порядка 200.
Бывают и нетипичные траты. Иногда подопечным «Дома ночного пребывания» требуются специфические лекарства. Помню, как мы искали препарат от астмы для 80-летней бабушки. Только он блокировал приступы. Два флакона стоили порядка одной тыс. рублей. Но тогда на помощь пришел «Союз православных женщин», который сам еле-еле концы с концами сводит.
Полностью решить проблему бродяжничества, по мнению Тихонова, нереально.
– Я прочитал практически все исследования по реабилитации и профилактике бродяжничества в нашей стране и нигде не нашел практических рекомендаций, как вернуть человека в нормальное общество. Все сводится к тому, что это было, есть и, наверное, будет. Существует определенная категория людей, которым просто нравится свободная жизнь. Я думаю, что в дальнейшем их будет становиться все больше, а по возрасту они будут все старее. С 90-х годов институт семьи начал разрушаться. Большинство людей предпочитают жить в гражданских браках и, приобретая, допустим, квартиру, оформляют ее на одного из супругов. Когда же они расходятся, кто-то остается без своего угла. Но тот, кто хочет вернуться к нормальной жизни, сделает это.
« Автомобиль всё-таки роскошь
Паникёры заплатят за сплетни »
  • +24

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+5
Самое страшное. когда от людей отказываются родственники. Особенно от стариков. Это страшно…
+1
Как воспитали детей — так и относятся. Да и государство делает все для того, чтобы БОМЖей становилось все больше.
+2
Мы сами создаём условия для такой их жизни, если человек сам не стремиться вылезти из такой жизни, так ни какие службы его не вытащат, это уже такой образ жизни, что кто то да что то даст, это входит в привычку, а если прекратится такая помощь то они начинают возмущаться так что надо помогать тем кто сам стремиться уйти от такой жизни, я сам бичивал и не по наслышке знаю, что это такое
0
  • avatar
  • kv127
Всё так. И сами создаём и «помогают» изрядно. Некий процент бомжей, бичей, клошаров есть везде. Верно. Вопрос в величине процента только.
+1
  • avatar
  • kv127
Да. Хорошее дело.Этим людям бы ещё юридическую поддержку то. Грамотную. Но тут куча нюансов. Но ночлежки — правильно!
+3
Ночлежки обязательно должны быть… Каждый, я повторяю — Каждый человек может оказаться без крыши над головой.
0
  • avatar
  • dgp05
Поможем всем миром инвалиду собрать денежных средств 580000 рублей на лечение в Израиле в Яндекс- деньги открыт счет 41001875243130​ Спасибо 15..02.2014 год Инвалид нуждается в помощи