Право на забвение поддержала Госдума

Законопроект, обязывающий поисковики удалять ссылки по запросам граждан, поддержали ответственные за его исполнение комитеты Госдумы. Депутаты рекомендовали принять законопроект о «праве на забвение» в первом чтении.




Документ резко критиковала интернет-отрасль, но комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал палате принять законопроект о «праве на забвение» в первом чтении. У комитета есть ряд замечаний, они могут быть учтены ко второму чтению проекта, сказал председатель комитета Леонид Левин. Ко второму чтению документ будет готовиться вместе с отраслью, отметил председатель комитета по информационной политике.
С Кремлем законопроект об удалении ссылок из интернет-поисковиков до внесения, по заявлению пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, не согласовывался. Исполнителем выступает комитет Госдумы по информационной политике: он собирает отзывы, готовит документ к рассмотрению в Госдуме, организует диалог с отраслью.
Законопроект о «праве на забвение» внесла в Госдуму 29 мая группа депутатов всех фракций во главе с двумя членами этого комитета — эсэром Алексеем Казаковым и Вадимом Деньгиным (ЛДПР, первый заместитель председателя комитета). Если документ вступит в силу, граждане смогут требовать удалить ссылки на недостоверную, устаревшую (более трех лет) или «распространяемую с нарушением закона» информацию о них. В законопроекте есть исключения: поисковики не будут обязаны удалять ссылки на информацию о совершенных гражданами преступлениях, пока судимость не будет погашена или снята.
Другой законопроект, который те же депутаты внесли 29 мая, обязывает поисковики платить штрафы за отказ удалять ссылки. За отказ удалить информацию о гражданах по их запросу — 100 тыс. руб., по решению суда — до 3 млн руб.
Что пользователи смогут удалить из поисковой выдачи
По законопроекту о «праве на забвение» поисковые системы должны убирать из выдачи ссылки, ведущие к нескольким видам информации:
1. недостоверной;
2. достоверной, но рассказывающей о событиях, которые произошли более трех лет назад. Исключение сделано, во-первых, для информации о действиях, в которых есть «признаки уголовно наказуемых деяний», если сроки привлечения к уголовной ответственности по ним еще не истекли, во-вторых, для информации о совершении преступления, по которому не снята или не погашена судимость;
3. распространяемой с нарушением законодательства, в частности порочащей честь, достоинство и деловую репутацию гражданина.
Документ одобрило правовое управление Думы, комитет по информационной политике (исполнитель) и комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (соисполнитель).
«Право на забвение» в Госдуме обсуждают 11 июня: сначала внутри комитета Левина, а позже — на экспертном совете с участием представителей отрасли. Последняя встреча закрыта для журналистов.
Суть проекта — в создании механизма для обеспечения права граждан на актуальную и правдивую информацию о себе в интернете, пояснил на открытом для СМИ обсуждении документа в Госдуме 11 июня соавтор проекта, депутат-эсэр Алексей Казаков. Проект дает гражданам право просить операторов удалить ссылки на публикации о себе без решения суда, но удаление ссылок в досудебном порядке для поисковиков будет делом добровольным; обязанностью это станет только по решению суда, отметил Казаков.
Та же позиция у первого зампреда комитета по информполитике, соавтора проекта Вадима Деньгина из ЛДПР. «Человек имеет право быть представлен в интернете так, как считает нужным», — заявил он на заседании комитета. Даже если представлена честная информация, «но не с той стороны», у человека должно быть право удалить из интернета ссылку на нее, считает Деньгин.
«Это добрая, хорошая инициатива», — считает Деньгин. По его словам, проект имеет большую поддержку в интернет-сообществе, говорит депутат, критика со стороны поисковиков ему непонятна: предусмотренный проектом механизм предполагает диалог пользователей с поисковиками, указал он. Опасений, что из поисковиков будет удаляться информация, представляющая общественный интерес, в частности о людях, «которые наворовали», Деньгин не разделяет. «Они будут жить в наших сердцах», — обещал он.
Левин также поддержал проект, напомнив, что подобная практика уже действует в Евросоюзе, подано больше 1 млн заявок на удаление ссылок. Левину, по его словам, не нравится, когда проект называют законом о «праве на забвение» — «это закон о достоверной информации». Проект, в частности, позволит простым людям защититься от «киберунижений» — набирающего обороты явления, когда подростки сговариваются и преследуют в Сети кого-то одного, привел пример депутат. Интернет получает все большее распространение в России, особенно среди молодого поколения; для части людей он заменяет собой реальную жизнь, указал Левин, говоря о своевременности проекта.
Против штрафов и нарушения Конституции
Свое участие в дискуссии с экспертами накануне подтвердили директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко и глава Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко. В число участников экспертного совета при комитете входят более 20 организаций. Среди них — «Яндекс», Rambler&Co, Mail.Ru Group, «ВКонтакте», «Координационный центр национального домена сети интернет», Ru-Center, Высшая школа экономики, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), Роскомнадзор, несколько федеральных СМИ и участников рынка электронной коммерции.
С критикой законопроекта сразу после его внесения в Госдуму выступил «Яндекс». Крупнейший поисковик Рунета заявил, что законопроект нарушает конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации, создает почву для многочисленных злоупотреблений и возлагает на операторов поисковых систем не свойственные им функции госорганов. Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ) заявил, что если поисковики обяжут удалять ссылки по запросам граждан, то им нужно каким-то образом возместить затраты на изменение алгоритма системы. В текущей редакции законопроект «может создать почву для злоупотреблений, когда лица будут требовать удаления нежелательной для них информации, которая при этом может представлять общественный интерес», заявила доцент департамента медиа НИУ ВШЭ Елена Шерстобоева.
Rambler&Co настаивает на внесении правок в законопроект. В первую очередь в пункт о том, что гражданин может требовать удаления ссылок и на достоверную информацию по истечении трех лет с момента ее появления, рассказал директор по внешним коммуникациям холдинга Матвей Алексеев. В холдинге не понимают, почему выбран именно такой период и как будет идти отчет — с момента публикации или с момента индексации поисковиком. Кроме того, Rambler&Co предложит прописать критерии недостоверной информации (такую информацию можно потребовать удалить в любое время, без срока). Также Алексеев считает, что поисковики не должны штрафовать за отсутствие реакции на обращения или, по крайней мере, снизить размер финансовой ответственности.
« Как принудить банк вернуть украденные с карты...
США угрожает бактериологическим оружием? »
  • -8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
На мой взгляд, такая инициатива крайне вредна и деструктивна. Если информация соответствует действительности и человек «засветился» своими нехорошими делами, пусть он даже смог уйти от уголовной или иной ответственности, то это «пятно» должно лежать на нём пожизненно хотя бы в Интернете. Это нужно для того, чтобы помочь другим людям избежать общения с таким субъектом, или хотя бы знать о его наклонностях и быть осторожней. Удалять, причём не через три года, а сразу по мере выявления необходимо только явные нелепости и злонамеренную клевету (по решению суда). А так, «в идеале», лучше если каждый сможет узнать о каждом. Неплохо было бы иметь открытые базы данных о судимых мошенниках, ворах, чёрных риелторах, педофилах, всяких аферистах и т.п., причём с фотографиями и данными о возрасте, иначе спутать можно однофамильцев. Конечно такой «волчий билет» должен быть абсолютно «заслуженным»…… А пока лично мне, в своей частной жизни, удалось выявить через Интернет только одного международного мошенника и одного нашего чёрного риелтора, тем самым уклонившись от общения с ними. Уверен, что к сожалению, такие люди в жизни встречаются значительно чаще… и ещё в той базе данных хорошо бы иметь графу: «подозревается в ...».
0
… хочу дополнить: Закон о конфиденциальной информации порочащей честь, достоинство и деловую репутацию гражданина на мой взгляд был задуман и издан в угоду лицам, заинтересованным в сокрытии своих нечестных и недостойных деяний (мягко выражаясь). Он явно противоречит потребностям общества и веяниям нашего времени. Простому человеку — честному и законопослушному гражданину, коих у нас (я надеюсь) ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство, скрывать о себе совершенно нечего и нет смысла. А в соответствии с этим законом были закрыты для доступа различные справочно-адресные базы данных частных лиц. И я, например, теперь не могу (или почти не могу) найти адреса и телефоны старых знакомых, сослуживцев и даже родственников, с которыми связь была прервана на годы в результате различных обстоятельств. И все эти трудности — в угоду тем, кто народ считает «быдлом».