Кто следит за безопасностью в российском Интернете?

Правительство и Госдума РФ все настойчивее готовятся к созданию аналога Великого китайского фаервола. У будущей «национальной инфраструктуры Интернета» уже вырисовывается непосредственный куратор.


Первые шаги в плане контроля за пользователями Рунета были сделаны четыре года назад, когда был создан реестр запрещенных сайтов. В 2014 году истерия вокруг санкций между Россией и Западом вызвала новый шквал запретительных идей среди чиновников. Первой ласточкой стала идея сенатора Максима Кавджарадзе создать закрытую коммуникационную сеть «Чебурашка». Тогда же Роскомнадзор начал активно блокировать интернет-ресурсы. Только за 2014 год ведомство заблокировало 525 сайтов, реестр запрещенных сайтов пополнился 30 тыс. ресурсов. Тогда дискуссии о «Чебурашке» выглядели хоть и безрадостным, но все же отдаленным будущим. Однако «светлое будущее» наступило гораздо раньше ожидаемого.

Безопасные связи

Весной 2016 года в Минкомсвязи разработали поправки в Федеральные законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», недвусмысленно воссоздающие принципы Великого китайского фаервола. Суть их сводится к полному контролю российскими компаниями доменов .ru и.рф. Сейчас эти зоны контролирует Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ). Причем учредителями КЦ до недавнего времени выступали «Ассоциация документальной электросвязи», Российский НИИ развития общественных сетей, Союз операторов Интернет и региональная организация «Центр интернет-технологий». Единственное, чего в КЦ не было, − это государственного присутствия.
Поэтому в ноябре 2015 года в состав учредителей Координационного центра входят Министерство связи и массовых коммуникаций, а также Институт развития Интернета. Следом Минкомсвязи взялось за работу над указанными поправками. Результатом их принятия станет переход КЦ под полный контроль одной из госкомпаний. Среди основных кандидатов на управление Рунетом, по данным «Коммерсанта», госкомпании «Ростелеком», «Гипросвязь» и еще два государственных научно-исследовательских института − «Восход» и НИИ Радио. При этом источник издания причиной всему называет бизнес-интересы тех, кто инициировал появление «национальной инфраструктуры Интернета». Главным куратором железного интернет-занавеса выступает заместитель министра связи Алексей Соколов.


Заместитель министра Минкомсвязи РФ Алексей Соколов
Соколов − настоящий «серый кардинал» Минкомсвязи. Перевод Соколова из администрации президента в министерство изначально был связан с реализацией проектов в сфере информационной безопасности. Один из таких проектов нам всем хорошо известен − это одиозный «пакет Яровой». Интересно, что официальная биография Соколова аккуратно умалчивает о его деятельности в период с 2003 по 2008 год, ограничившись общим определением «государственная служба». Служил Соколов ни много ни мало советником директора ФСБ Николая Патрушева.
Для Алексея Соколова Патрушев больше, чем просто начальник, он давний друг всей семьи Соколовых. Валерий Соколов замечен в знакомстве не только с высокопоставленными коллегами-силовиками, но и с лицами «с другой стороны баррикад». Так, четыре года назад «Новая газета» писала о контактах Валерия Соколова с одним из лидеров тамбовской ОПГ Андреем Хлоевым. Якобы через Соколова в середине 2000-х Хлоев планировал организовать собственную транспортную компанию и открыть таможенный терминал. Тогда же, по данным «Новой», Хлоев познакомился с одним из учредителей Национального фонда поддержки сотрудников правоохранительных органов полковником ФСБ в отставке Валерием Соколовым.
Сейчас Соколов-старший занимает пост председателя совета директоров компании «Новые Оборонные Технологии». Возглавляемое Соколовым предприятие выпускает вооружение для РВСН. «Новые Оборонные Технологии» входят в концерн «Алмаз-Антей», возглавляемый гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Кстати, именно под крыло Чемезова отданареализация «пакета Яровой». Пресловутая «национальная инфраструктура Интернета», очевидно, пойдет по тому же маршруту. Как смогут заработать на этом Соколовы? Пока на этот вопрос ответить сложно, но, зная опыт Валерия Соколова по превращению госпроектов в прибыльный личный бизнес, можно не сомневаться: он что-нибудь придумает.

Глава компании «Новые Оборонные Технологии» Валерий Соколов

Папа может!

Так, в начале «нулевых» государство энергично взялось за борьбу со «скручиваемыми» кассовыми аппаратами (позволяющими стереть данные и ввести нужные суммы), а точнее с «теневым» оборотом наличности. Задачу вернуть «серый нал» в казну взяло на себя ФСБ. Решение нашлось довольно быстро. Вся борьба со скручиванием касс сводилась к двум простым шагам: поместить внутри контрольно-кассового аппарата (ККТ) некий «черный ящик», который будет записывать все вводимые данные в зашифрованном виде, а сам ККТ запломбировать. Так появилась ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защитная).
С технической точки зрения, идея ЭКЛЗ оказалась провальной, поскольку хакеры довольно быстро вывели на рынок средства ее дешифровки, а значит и обнуления. Тем не менее ЭКЛЗ быстро внедрили в систему розничной торговли, где они существовали без малого полтора десятилетия и лишь сейчас, с переходом на онлайн-кассы, доживают последние дни. Выпускали ЭКЛЗ два предприятия в России − ФГУП «НТЦ «Атлас» в Москве и ОАО «Научные приборы». При этом, по состоянию на 2012 год, 74,25% «Научных приборов» принадлежала гражданам России, а вовсе не государству. Возглавляетсовет директоров компании никто иной, как Валерий Соколов. Громкая борьба с «теневой» экономикой переросла при этом в тихий частный бизнес.
Суть бизнеса проста, как все гениальное. Ведущий розничную торговлю предприниматель вынужден был покупать ЭКЛЗ и защитные пломбы. Плюс обслуживание, за которое тоже надо платить. По состоянию на 2007 год, ЭКЛЗ стоила 6,6 тыс. рублей при себестоимости порядка 20 долларов за единицу, а объем рынка составлял порядка 3,5 млн ККТ. В 2007 году среднегодовой курс доллара был 31,5 рубля. Путем нехитрых подсчетов мы получаем 21 млрд рублей чистой прибыли на одних только ЭКЛЗ. А ведь есть еще налоговики, которым нужны были производимые «НТЦ «Атлас» и «Научными приборами» приборы для дешифровки.

Депутат Госдумы РФ VI созыва Ирина Соколова
Кстати, на законодательном уровне появление и сохранение ЭКЛЗ лоббировала Ирина Соколова − супруга Валерия Соколова и мать замминистра Минкомсвязи Алексея Соколова. Ирина Соколова давно и прочно обосновалась в партийном списке «Единой России», сделав неплохую карьеру от помощницы Бориса Грызлова до депутата Госдумы РФ. Учитывая возможности компании «Научные приборы» и накопленный семейный опыт Соколовых, пользователей Рунета ждет настоящая соколиная охота. И вестись она будет за наш с вами счет.
« Полиция нагрянула с обысками к сотрудникам...
Прокуратура проверяет действия псковских... »
  • -6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
путинских крыс и путина не путать с Ворами, это их оскорбляет ЪЪЪ
0
На всех жуликов и воров Феликса Эдмундовича нехватает. Совсем потеряли стыд и нюх
0
Ну и морда воровская
0
Вот за всё такое я и не очень-то люблю жизнь… Слишком сложна она — стерва ..!
+1
Неплохо пристроились…
+1
Однако семейный подряд работает исправно а главное вся копилка общая не с кем делиться не надо --не плохо бы Феликса к ним направить!!!
+3
Всё гениально как всегда. В России коррупции нет. Её давно побороли :-)