С деньгами на выход

За нецелевое использование бюджетных средств будут штрафовать и увольнять.


Контроль за бюджетными деньгами станет более жестким. Чиновники, которые нарушают бюджетное законодательство, могут быть оштрафованы на 50 тысяч и отстранены от госслужбы на три года.
Такие поправки вносятся в Бюджетный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Новые меры воздействия в законе предусмотрены для чиновников, которые тратят бюджетные деньги не на те цели, под которые они выделялись, а также за несвоевременный возврат бюджетного кредита. Оговоримся сразу, что речь вовсе не идет о банальном расхищении средств из бюджета — эти нарушения проходят совсем по другим статьям. Но и масштаб проблем, которые затрагивает закон, тоже велик. Например, сумма бюджетного кредита может достигать десятков миллионов рублей, а штраф за невозврат — всего 5 тысяч рублей. Теперь ответственность ужесточается.
Для чиновников за нецелевое использование средств штрафы вырастут от 20 до 50 тысяч рублей. Кроме того, они могут быть дисквалифицированы на срок от года до трех лет. Для юридических лиц штраф может составить от 5 до 25 процентов от потраченной нецелевым образом суммы. Такими же будут и штрафы за невозврат бюджетного кредита. А за несвоевременный возврат бюджетного кредита штраф может составить от десяти до тридцати тысяч рублей.
При этом в законе расписано, какая именно ответственность предусмотрена за каждое бюджетное нарушение. И помимо штрафа потраченные нецелевым образом субсидии, субвенции и другие трансферты из федерального бюджета все равно должны вернуться в казну.
Кроме того, может быть приостановлено выделение кредитов и трансфертов. Отвечать по новым правилам будут не только получатели бюджетных денег, но и те, кто их с нарушениями выдает. За нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, кредитов, бюджетных инвестиций им тоже грозят штрафы от 10 до 30 тысяч или дисквалификация.
Объектами контроля по закону оказались финансовые органы (главные распорядители и получатели бюджета), госкорпорации и госкомпании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах. Словом, те, кто имеет отношение к бюджетным деньгам. Доказательства несоблюдения буквы Бюджетного кодекса будут собирать структуры внешнего и внутреннего финконтроля. Внешний контроль для правительства будет осуществлять Счетная палата, внутренний — главные распорядители бюджетных средств, Федеральное казначейство и Росфиннадзор.
Помогут ли новации навести порядок? «Нецелевое использование бюджетных денег часто имеет двоякую окраску и на региональном и муниципальном уровне носит вынужденный характер, — объяснял „РГ“ замдиректора Института реформирования общественных финансов Алексей Алтынцев. — Это происходит, например, когда за счет целевых средств приходится латать дыры по другим направлениям».
Правда, при этом наличие нарушений никто не отрицает. И менять ситуацию здесь надо. «Если говорить обо всех объектах, подпадающих под контроль нового закона, то я не ошибусь, если скажу, что это тысячи нарушений на многие миллиарды рублей. Сегодня мы видим только верхушку айсберга, особенно если учесть раздутые бюджеты многих госкорпораций, — говорит зампред Комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров. — Это, на мой взгляд, важный и правильный закон. Именно сейчас, когда мы видим, что грань между прямым воровством и неэффективным использованием бюджетных средств практически стерлась, очень нужен такой инструмент контроля. Ведь существуют закрытые статьи бюджета, доступ к контролю за которыми для широкой общественности закрыт, а ведь там нарушений не меньше».



Поправки в законодательство, ужесточающие ответственность за нецелевое расходование средств, помогут поставить заслон нарушениям на многие миллиарды рублей, уверен зампредседателя комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров.
Сергей Алексеевич, подписан закон о совершенствовании государственного финансового контроля в сфере неэффективного использования бюджетных денег. Сколько таких нарушений сейчас фиксируется, о каких суммах идет речь?
Сергей Гончаров: Если говорить обо всех объектах, подпадающих под контроль нового закона, то я не ошибусь, если скажу, что это тысячи нарушений на многие миллиарды рублей. Сегодня мы видим только верхушку айсберга, особенно, если учесть раздутые бюджеты многих госкорпораций.
Предусмотренные в законе меры помогут исправить ситуацию?
Сергей Гончаров: Это важный и правильный, на мой взгляд, закон. Именно сейчас, когда мы видим, что грань между прямым воровством и неэффективным использованием бюджетных средств практически стерлась, очень нужен такой инструмент контроля. Ведь существуют закрытые статьи бюджета, доступ к контролю за которыми для широкой общественности закрыт — а ведь там нарушений не меньше.
Коррупционная составляющая отбивает желание делать инвестиции в нашу страну. А частные деньги нужны — в том числе для строительства дорог, другой инфраструктуры, открытия новых производств.
Только ли это мешает бизнесу?
Сергей Гончаров: Проблемы есть и в законодательстве. Мешает возможность различных толкований законов. Этим частенько и пользуются заинтересованные в этом лица.
Есть и другая сторона медали. Предприниматели сетуют, что если всегда следовать букве закона, на бизнесе можно будет поставить крест. И в этом есть своя логика. Во-первых, это связано с множеством проверяющих инстанций. Открытие нового бизнеса тоже несет в себе определенные моральные издержки, нередко получается так, что пока человек получает очередную бумагу, разрешающую тот или иной вид деятельности, заканчивается действие предыдущей бумаги. И все приходится начинать сначала. Документы зачастую составлены таким образом, что без консультаций со специалистами их не то что заполнить, а прочитать и понять невозможно. С этим необходимо разбираться и максимально упрощать множество процедур.
Какие страны с позиций экономической безопасности могут стать примером для России? Или у нас свой путь?
Сергей Гончаров: Есть примеры, которым можно подражать, однако нельзя забывать, что геополитическое положение России — очень специфическое и огульно следовать чужому опыту — нельзя, это просто опасно для нашей экономики.
Тем не менее, думаю, что стоит обратить внимание на опыт Китая, который умудрился за достаточно короткий срок войти в список стран с высокими темпами развития экономики.
Думаю, что во многом экономическая безопасность Поднебесной зависит от принятых законов и ясной и четкой, понятной населению, уголовной ответственности за совершенные экономические преступления. В этой сфере, я считаю, опыт наших соседей России может очень пригодиться.
В Европе это Германия, страна с четко выстроенной экономической политикой и, кстати, совершенно другим, с точки зрения «законодательного послушания», менталитетом людей.
В эпоху глобализации мировая экономика очень резко реагирует на обострение локальных конфликтов и террористические акты: рушатся биржевые индексы, снижаются кредитные рейтинги целых стран, а насколько экономика России сейчас уязвима с этой точки зрения?
Сергей Гончаров: В сегодняшнем мире Россия действительно не может существовать изолированно от других крупных экономик. Понятно, что практически всё, что происходит там, так или иначе находит отражение и влияет на экономическую безопасность нашей страны.
Если наступает мировой кризис, то сегодня «островков стабильности» найти невозможно. И Россия тоже не останется в стороне. Мы идем в фарватере мировых процессов. С одной стороны это плюс, что влияние кризисов на нас из-за этого носит отложенный характер. С другой стороны, минус ситуации заключается в том, что даже докатившийся и несколько утихший кризис может отразиться на России гораздо серьезнее, чем на других.
Какой должна быть в обозримой перспективе экономическая политика России для обеспечения своих интересов в глобальном мире?
Сергей Гончаров: Самая главная цель, озвученная уже на самом высоком уровне, состоит в том, что Россия должна уходить от бездумного использования природных ресурсов и входить в сферу промышленного прорыва. Те деньги, которые мы заработали, должны вкладываться в промышленность.
При этом позиции нашей страны в глобальном мире неотделимы от того, насколько комфортно чувствуют себя живущие в ней граждане. Необходимо улучшить качество жизни людей. Что это значит? Нужно строить хорошие дороги, как местного, так и федерального значения. Нужно проводить грамотную политику газификации регионов, чтобы исключить такие ситуации, когда в километре от магистрального газопровода существует деревня, где «голубого топлива» в домах ждут десятилетиями, а пока топят дровами.
Но для того, чтобы повысить качество жизни надо, прежде всего, создавать благоприятные условия для бизнеса. Тогда будут и рабочие места, и деньги на социальную сферу в бюджете.
« ФСБ объявила охоту на анонимных пользователей...
Если продавец примет миллион наличными, его... »
  • +2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.