Почему в России не любят говорить правду

Рассмотрим вопрос об отношении нашего провинциального народа к такой тонкой материи, как «правда». Любит ли народ правду? А правдоискателей? А правдорубов?


Ответы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Хотя большевики в свое время очень тонко прочувствовали некий пиетет народа перед словом «правда», и даже свою главную партийную газету так назвали. Со временем, впрочем, именно в связи с этим данное слово приобрело оттенок некоего непрошибаемого официоза, «приговора без права обжалования». Слова «правда» стали побаиваться… Ну а потом пришла перестройка, гласность, и «Правду» сначала продали каким-то грекам, а потом вообще упразднили.
Стукачи и сутяги
Вот, к примеру, такой феномен России, как «стукачество». Донос, он же «стук» — одна из форм сотрудничества между властью и обществом. Бдительный или неравнодушный гражданин, приметивший какой-то непорядок или нарушение закона, тут же сообщает об этом, как это чудесно называется по сей день, «куда следует» или же в «компетентные органы» (еще один прекрасный эвфемизм!) — властные агенты приходят и устраняют проблемы.
В западных странах к стукачам и относятся как к совершенно нормальному явлению (что неизменно приводит в ступор российских обывателей, столкнувшихся с этим за границей). Однако у нас в России все не так! И это вовсе не связано, как можно было бы предположить, с неприятием «ложного доноса», когда некто облыжно обвиняет соседа в преступлениях, которых тот не совершал, ради какой-то корысти. Нет, в России принято крайне жестко — от остракизма до мер физического воздействия — относиться даже к тем, кто сообщает о совершенно реальных проступках или правонарушениях, то есть и к тем, кто говорит правду.
В сущности, в России действует своего рода «омерта» — практикуемый в сицилийской мафии «обет молчания», или принцип «недонесения» о чем бы то ни было. Только в России омерта охватывает не членов мафии, а гораздо более широкие слои населения, если точнее, практически всех. Есть некий общепринятый моральный кодекс, который фактически запрещает рядовым членам общества сообщать органам власти правду о реальных процессах, идущих внутри общества.
Более того, подобное отношение к стукачам распространяется не только на тех, кто «стучит» в органы власти, но и на тех, кто жалуется начальству внутри вполне частных компаний. Складывается впечатление, что любая коммуникация «снизу вверх» по иерархии обществом, мягко говоря, не приветствуется.
Добавим в полотно еще одну подробность, дабы совсем запутать читателя: при всем при том, что уже перечислено, в России «строчить доносы», «стучать» и «наушничать» умеют и любят. На фоне полного общественного неприятия — тотальная распространенность этой практики. Особенно в чести анонимные доносы, хотя есть и примеры тех, кто «добивается правды» в открытую, сначала путем жалоб, потом (редкое явление) через суд. К искателям правды через суд в народе отношение чуть более ровное, без ненависти, но тоже сдержанно-брезгливое. Они называются «сутяги».
В российской провинции «добиваться правды через суд» — занятие невероятно муторное, долгое и, как правило, безнадежное. При этом энтузиасты, решившие все же пройти все эти круги ада, никакого понимания или поддержки в своем окружении обычно не находят: по мнению большинства обывателей, сама эта идея — судиться — не более чем странная блажь, а вообще — занятие почти постыдное, что-то вроде публичного онанизма. Не смягчается обыватель даже в том случае, если через суд кто-то пытается отстаивать некие общественные интересы. Но если уж кто-то судится в защиту неких собственных прав… Такого рода действия в народе тоже получили собственное наименование: это называется «качать права»; русское ухо безошибочно улавливает в этом словосочетании пренебрежительно-брезгливый смысл.
Почему так? Почему стукачи и сутяги — люди, говорящие правду и отстаивающие правду — российским обществом отталкиваются?
Дело, очевидно, в том самом «оккупационном принципе» построения российского (а до того — советского) общества, о котором мы не раз говорили. Российские низы политически абсолютно бесправны и не в силах как-либо влиять на верхи. В то же время верхи — они же «начальство», они же «компетентные органы» — обладают поистине безграничными возможностями воздействия на обывателей. В этих условиях обыватели по умолчанию принимают тактику «никоим образом не привлекать к себе внимания властей» как единственно разумную.
То есть начальство, по подспудному убеждению большинства российского населения — это такой «слон в посудной лавке»: оно слишком сильное и громоздкое, чтобы привлекать его к решению даже действительно насущных проблем. Именно поэтому общество норовит пресечь любые попытки вовлечь начальство в свои дела — даже если попытки делаются с благими целями и по реальным поводам. Просто исторический опыт подсказывает: начальство ни за что не ограничится точечным улучшением, оно непременно пойдет «улучшать» дальше, а вот остановить его у обывателей никакой возможности нет.
Есть и еще одно соображение: поскольку общество — все вместе и каждый в отдельности — абсолютно беззащитны перед начальством, то в этой ситуации попытка единичного доносчика вступить с начальством в единоличный контакт выглядит как стремление заполучить в руки некое Абсолютное Оружие, по сути — самому стать начальством, предать «своих». Что-то вроде попытки применять ядерную бомбу в разборках аборигенов с луками и стрелами.
То есть любого доносчика у нас сразу же подозревают в стремлении резко, решающим образом нарушить баланс сил в свою пользу, одним махом возвыситься над всем своим окружением (надо ли говорить, что в европейском обществе такие подозрения в адрес доносчика вызовут лишь смех?). Эти поползновения, понятно, потому и встречают жесткий отпор.
И именно здесь, конечно, кроется величайший соблазн; именно поэтому ряды стукачей в России не скудеют и постоянно пополняются, несмотря на весь остракизм и все «понятия», вбиваемые в россиян чуть ли не с младенчества. Беда в том, что «стук» — это действительно едва ли не единственный имеющийся в распоряжении рядового члена российского общества канал связи с «верхним эшелоном», способ хоть какого-то воздействия на тех, от кого зависит его благосостояние, а то и сама жизнь. Как ни странно, сама уже описанная атмосфера тотального неприятия стукачества в России, его «подпольности» лишь способствует пополнению числа стукачей: они множатся как раз благодаря атмосфере тайны, окутывающей сей промысел, ведь тайна обеспечивает эксклюзивность контакта!
Правдорубы и компромат
В связи с появлением в постсоветской России конкурентных выборов феномен правдоискательства, казалось бы, должен был получить второе дыхание. Ведь искатели правды получили еще один канал для самовыражения, помимо писания доносов в инстанции и унылого сутяжничества на процессах, собираемых раз в три месяца. Стало возможным идти с собранной правдой (она в этом контексте обычно называется компроматом) на выборы и домогаться поддержки избирателей в открытой выборной борьбе!
Подобного рода деятели действительно появились во множестве и даже получили в народе особое название «правдорубы». Как правило, их ряды пополнялись из числа журналистов провинциальной прессы или из отставленных бюрократов-аппаратчиков, выдавленных из властных органов более шустрыми или более беспринципными коллегами.


Правдорубство — стандартный путь для публичного политика на Западе: публика любит разоблачения и склонна поддерживать смельчаков, которые идут ради них на риск. Мы знаем, что в США и европейских странах правдорубы, если им удается выжить, могут даже не домогаться каких-то публичных должностей на выборах: им бывает вполне достаточно приобретаемого общественного статуса; имена известных журналистов-разоблачителей на слуху, им дают Пулитцеровские премии, приглашают выступать с лекциями по стране, их окружают почет и уважение. Достаточно вспомнить хотя бы легендарные имена журналистов, «раскрутивших» Уотергейтский скандал.
В российской же провинции, как мы уже привыкли, все не так. Общее брезгливое отношение к «искателям правды» в виде стукачей и сутяг распространяется, если присмотреться внимательно, и на правдорубов. К ним, какую бы жуткую и актуальную правду они не открывали, относятся все же как к фрикам, своего рода шоуменам, чьи номера, однако, быстро приедаются.
Показательно отношение, к примеру, к такому правдорубу, как майор Дымовский из Новороссийска. Прославился он за счет того, что одним из первых додумался применить жанр «публичного видеодоноса» Путину (когда народ еще не до конца разобрался с возможностями YouTube). На видео майор вживую рассказывал тогдашнему премьер-министру о безобразиях, творящихся в ГУВД Новороссийска. Видео какое-то время было популярным, однако интерес к Дымовскому, как и к появившимся после него бесчисленным видеопоследователям, быстро сошел на нет.


Как ни странно, но и на выборах у правдорубов в России почти нет шансов. Даже наоборот: чаще всего опытные политтехнологи советуют своим кандидатам, если у них вдруг имеется какой-то «убойный» компромат на своих соперников, ни в коем случае не озвучивать его лично, потому что это только отпугнет избирателей. Для «озвучки» компромата приходится даже нанимать некоего второго, специального «технического» кандидата, чья функция только одна — «мочить» соперников, говоря про них правду.
Основному кандидату при этом максимум позволяется сдержанно прокомментировать обвинения «технического второго» фразами типа «Да, я слышал об этом, если это так, с этим непременно должны разобраться соответствующие органы». Не больше!
Почему так? Почему российский обыватель, он же российский избиратель, до такой степени не приемлет правдорубов?
Главная причина — та же: российский обыватель не желает иметь никаких общих дел с начальством и, в частности, не желает вникать в вопросы управления. Большинство россиян совершенно искренне считают, что вообще все, происходящее в стране за пределами их семейного круга, в лучшем случае круга их непосредственных знакомых, их вообще не касается. На то есть «компетентные органы». В чем они компетентны и компетентны ли вообще — это, опять же, обывателя не касается. Охота лезть не в свое дело напрочь отбита предыдущими историческими периодами, в особенности последним столетием.
Правдоруб же в глазах большей части населения едва ли не самый неприятный тип правдоискателя. Доносчик хотя бы пишет и шлет свои доносы тихо; сутяга скандалит в заплеванном загоне судебного заседания, куда тоже мало кто ходит. А вот правдоруб обращается к обывателю напрямую, явно требуя не только внимания к себе, но и ожидая каких-то действий в свою поддержку.
А российский обыватель не верит ни в какие действия за пределами собственного «ближнего круга». И слушать правду от кого бы то ни было ему совершенно не хочется. Беда в том, что он ее и сам прекрасно знает. Но уверен, что сделать все равно ничего нельзя.
« Слежка за судьей на расстоянии
Несостоявшийся убийца Путина осужден на 10 лет »
  • +5

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-1
Между прочим, это повсеместно — нелюбовь к правде. Вспомним Сноудена. Враг США №1. А всё за любовь к правде.
+2
я Вам «открою глаза», почему). Вариантов 2. Первый- правдоруб ПРАВ! и Правда неприятна властям- Правдоруба УНИЧТОЖАТ! Всегда, быстро и нагло! Мы молча жалеем правдоруба, но повторять его подвиг упаси боже(.Поищите всех тех ментов, например, из ю-туба… ВСЕ СИДЯТ.И мы сильно подозреваем, что сидят именно за эту правду! Второй вариант- 2правдоруб говорит выгодное и приятное властям(Пример-Светочка из Иваново и уралвагон). Власть тоже немедленно реагирует и напоказ всему народу заваливает такого подарками… которые этот правдоруб с благодарностью принимает -тоже напоказ. Такого мы сильно ненавидим, как крысу, подхалимажем оторвавшую себе лично кусок… Но и в первом и во втором случае мы сделать не можем НИЧЕГО! Власть ненавидит народ, народ в ответ ненавидит власть. И народ абсолютно бесправен(, мы давно уже рабы… Про суды вообще лучше молчать -они продажны полностью.Так что выступить в защиту 1го, или с осуждением второго- это просто самоубийство, причем бессмысленное.тоталитарная система тебя не только раздавит, но и обгадит. Пример- Буданов(. А весь мир нас не понимает, потому что они не живут в таком страшном обществе. А вот в советское время было, кстати не совсем так! Если тебя ущемляли, и ты знал, что прав, стоило ПОЖАЛОВАТЬСЯ в газету.например. и… Чиновники ОТКРЫТО наказывались, тебя при этом власть не обижала, в общем.справедливость МОЖНО было отыскать… Знаю много примеров. Я сама попала в детсад таким путем. отодвинули в очереди.ну в общем, несправедливость. Мать нажаловалась в газету, понаехали корреспонденты, разобрались… Начальник стройки(где работал отец) был наказан, справедливость восстановлена.я пошла в детсад. И, заметьте! Отца не уволили при этом, не посадили)), Мать не назвали по тв пьяницей и детей не отобрали.и квартиру не отобрали… Это я к тому, что сейчас, при ДЕМОКРАТИИ), было б именно так(… Вот и молчим…
+1
ээ… добавлю в пояснение.что пример свой с садиком я привела потому.что в то время окружающие не только не осуждали таких жалобщиков, но, наоборот, поддерживали… и власти поддерживали.поэтому большинство и верили властям.
+1
Может быть и мы выздоровеем в конце концов от этой гнусной воровской болезни. Общество, живущее по воровским понятиям — это рассадник неистребимой коррупции, система в котором работает вообще не на само общество, а исключительно на коррупционеров, которым необходима данная темнота и всеобщее безмолвие для продолжения своих коррупционных дел. Истина должна быть безоговорочным приоритетом. Благополучным будет только общество, осознающее это. Там, где Свобода Слова не является осознанной высшей ценностью, истина не пробивается на поверхность и не оздоравливает систему от коррупции. И основное население в такой системе пребывает в жалком униженном положении бесправного скота, расходного материала для благополучия «избранных» коррупционеров. Замалчивание истины, потому что так лично себе легче и спокойнее, — это и есть первооснова коррупции, без которой немыслимы никакие систематические злоупотребления личным положением.
+2
Александр Сергеевич Пушкин!(Из Пиндемонти) Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Всё это, видите ль, слова, слова, слова[2] Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не всё ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчёта не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права… 5 июля 1836 Как же верно ты писал о нас. русских! Мы такие и теперь!
+1
  • avatar
  • Vohus
Что стукачество у народа в крови, так это сто процентов! Вот такая интересная разновидность — «неявное» стукачество водителей. Вариант 1-й. В большой пробке, дорожной круговерти или просто так на дороге, ежели кто-то сделал что-то не так, на взгляд другого РЕВНОСТНОГО водителя, посылается тревожащий звуковой сигнал. Я заметил, такие сигналы звучат громче и чаще и настойчивее, если где-то неподалёку расположились всеми любимые гаишники. Вариант 2-й. Случай обратный. Гаишники стоят на дороге и все стараются проехать мимо. Стукачество НА гаишников — едешь дальше, не забудь посигналить фарами — расконспирировать противных золотокурточников
+3
Так и не хватило мне терпения дочитать данную публикацию до конца. Интересно, давно ли уважаемый автор вылез из бункера, в котором сидел с 1937 года? Какие доносы? Может, у нас ещё и внесудебные тройки есть? В общем, пусть автор поделится, где он достаёт такую забористую дурь, которой он обкуривается. Не согласен я, что сегодня граждане почитают зазорным обращаться с исками в суд, или с жалобами в прокуратуру итд. Давно уже это не так. И если автору недосуг было пообщаться с населением за МКАДом, то уж судебную и прокурорскую статистику мог бы не полениться поднять. И потом, что автор называет доносительством? Служебные дрязги, сплетни и интриги на работе, в знакомой и близкой ему среде офисного планктона? Ну, повидимому…
+2
Какая правда? Про что вы пишите.Все её знают эту правду.Одиночки за правду.Так Ленина извините обхаяли.Вот и человек всю жизнь потратил, на то что бы мы жили не в лаптях.История явна показывает.Так всё вывернули на изнанку.Деньги правят миром.Взять пример.Кто балатируется\ тот у кого поддержка с верху и деньги в кармане.Все знают правду как судиться с богатым и что выиграет суд.Вот Вам и правда.Да назовите мне страну где ПРАВДА? Её нет на земле вообще.
+3
Все знают правду? Ха-ха-ха.Большинство населения живёт так: отработал-отдохнул в деревне на выходных и снова на работу.Посмотрел немного новостей по госканалам и всё! Интернет только, чтоб вконтакте посидеть и кино посмотреть. А больше ничего не надо.Госдума ввела запрет на курение — ого у нас Дума есть… А что она до этого придумавала — до лампочки, нас не касается. Вот правда… А насчёт других стран: там если чиновник попался, то он до конца жизни отмывается, а нашим как с гуся вода. Вот уже БОЛЬШАЯ разница.
+1
Да я согласен, что мы другие.Во всех отношениях.Как по воспитанию, так по образу жизни.
0
На одно и то же явление будет написано множество доносов, даже с потугами на анализ, но практически все они будут разными.Иногда совпадающими по словам, но разными по сути, т.к. именно доносчик, как правило не желает улучшить сутуацию в целом, а лишь пытается улучшить своё личное существование, причем исключая себя как субъекта процесса способного повлиять на ситуацию, даже если это входит в его должностные обязанности.Впрочем по этому вопросу палитра широчайшая.