Виноватых ищут не там

Выступая с отчетом в Совете Федерации, глава МВД России Владимир Колокольцев предложил ввести уголовную ответственность за финансирование экстремизма и за «совершение преступлений экстремистской направленности с помощью сети Интернет».




Если первую инициативу еще можно понять, то вторая вызывает много вопросов и может в очередной раз «взорвать» неравнодушную к «экстремистским» статьям российскую блогосферу. Министр объяснил свое предложение недавними погромами в столичном Бирюлеве. По мнению Колокольцева, «Бирюлево является примером влияния экстремистов на молодежь» в интернете. По всей видимости, он считает, что обсуждение в соцсетях криминогенной обстановки в этом районе и спровоцировало беспорядки. Эксперты полагают, что такая позиция министра может означать желание «найти стрелочников» и оправдать бездействие полиции, допустившей обострение ситуации в Бирюлеве. Впрочем, карательные меры против полицейских тоже приняты: сегодня указом президента отстранен глава УВД Москвы по Южному округу Москвы Александр Подольный.
Напомним, что 13 ноября гражданский сход в Бирюлеве Западном перерос в массовые беспорядки и погромы в ТК «Бирюза» и на «Покровском» овощном рынке, где трудились до 10 тыс. мигрантов. Именно с этим ныне закрытым рынком и наплывом незаконных мигрантов жители Бирюлева связывали напряженную криминальную обстановку в своем районе. После гибели 25-летнегоЕгора Щербакова, в убийстве которого обвиняется гражданин Азербайджана, местные жители вышли на сход, требуя от полиции скорейшего раскрытия преступления. К ним примкнули агрессивно настроенные молодые люди из других районов столицы, после чего начались погромы на «Покровском» рынке и в ТК «Бирюза». Были избиты несколько человек неславянской внешности, пострадали около 20 человек, среди них восемь полицейских. Пока по этому делу проходят четверо молодых людей, один из которых житель самого Бирюлева. Им вменяется хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
«Принимая во внимание тот факт, что большинство молодых ребят активно используют интернет в качестве средства общения, одной из основных наших задач является борьба с деятельностью экстремистских групп в Глобальной сети, – заявил Владимир Колокольцев. – Поэтому большое профилактическое значение будет иметь принятие федерального закона, предусматривающего уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности с использованием интернет-пространства».
В качестве примера министр привел народный сход в Бирюлеве, который, по его мнению, «был использован отдельными провокаторами для попыток совершения хулиганских действий». И сами события здесь можно считать «ярким примером влияния экстремистов на молодежь в интернете». По словам министра, активная миграция в Россию способствует росту националистических настроений. А в такой ситуации «любое преступление, любой конфликт на бытовой почве может спровоцировать как мирные протестные акции, так и массовые драки».
«Совершенно непонятная инициатива министра о введении ответственности за экстремистские преступления, совершенные посредством интернета, – сообщил «Эксперт Online» генеральный директор Информационно-аналитического центра по противодействию экстремизму «СОВА» Александр Верховский. – У нас и так половина дел по экстремизму возбуждаются по факту сообщений в интернете».
Фонд содействия изучению общественного мнения Vox Populi зафиксировал в социальных сетях 175 076 упоминаний о Бирюлеве. Более 60% упоминаний пришлись на следующий день после погрома. 29% из всех сообщений про Бирюлево – это призывы участвовать в массовой акции.
«Конечно, нет никакого смысла вводить дополнительную статью по экстремизму, поскольку сама статья так и звучит – «за публичные призывы к экстремизму», а призывы по интернету – уже публичные, за них уже можно судить, – считает адвокат юридической компании «Князев и партнеры» Владимир Юрасов. – Так у нас потом появится статья против экстремизма в школах, на заводах и т.д. Если речь идет о призывах вроде «поехали в Бирюлево», то это даже не подстрекательство к преступлению. Если речь о призывах «бей нерусских!» – то за это уже можно привлекать, без новых статей в УК».
Число преступлений экстремисткой направленности не так велико. По данным центра «СОВА», в прошлом году за публичные призывы к экстремизму (статья 280 УК) были осуждены 113 человек. В этом – не более 60. По другой «экстремистской» статье УК – 282 (возбуждение вражды и ненависти по национальному, половому и прочим признакам) тоже возбуждают не более нескольких десятков дел в год. Но зато обе статьи вызывают обычно бурные обсуждения в блогосфере. Широкий резонанс получили дела Константина Душенова (осужден за антисемитский материал в газете), Александра Дзиковицкого (осужден за публикации русофильских материалов), Алексея Кутало (его организация «Русский общенациональный союз» была признана экстремистской), Константина Крылова (осужден за выступления под лозунгом «Хватит кормить Кавказ») и, наконец, Максима Марцинкевича, известного борца с педофилами. Надо полагать, что очередная инициатива Колокольцева может в очередной раз «взорвать» блогосферу. Основная позиция блогеров в том, что «экстремистские» статьи – это повод для борьбы государства с инакомыслящими, и в том, что «мысли о преступлении не являются преступлением».
«Эта статья часто применяется неправомерно, по ней привлекают и просто активистов патриотических движений, – поделился своим мнением с «Эксперт Online» Федор Бирюков, член президиума политсовета партии «Родина». – С одной стороны, у нас судят блогера Александра Босых, который писал сатиру на несуществующих «либерастов». С другой стороны, в интернете до сих пор «гуляет» ролик, где имам мечети в Отрадном призывает к джихаду против России – и про уголовное дело по этому факту мы ничего не слышали».
Есть мнение, что инициатива Владимира Колокольцева о введении новой статьи за «экстремизм с интернетом» – не более чем попытка оправдать бездействие полиции в Бирюлеве.
«Конечно, когда «рвануло» в Бирюлеве, Колокольцев хочет показать всем, и президенту в том числе, что он ведет бурную войну с экстремизмом, – говорит Владимир Юрасов. – Им надо не мудрить, а просто создать подразделение хорошо обученных специалистов по раскрытию экстремистских преступлений, а главное – по профилактике таковых, и все. Ведь пока народ не поднялся, они не могли раскрыть убийство Щербакова. К сожалению, у нас все сводится к латанию дыр. Вот сейчас вертолет упал в Жулебино, и все узнали, что, оказывается, у нас испытания проводят над территорией города. И теперь министры начнут кричать, что испытательные центры надо за город выносить. А что мешало раньше это сделать?»
Кстати, сам Владимир Колокольцев сказал сенаторам, что вокруг таких событий как в Бирюлеве «… мгновенно создается резонанс в СМИ, поэтому создается впечатление, что полиция действует только тогда, когда грянул гром».
«Инициатива Колокольцева – не более чем перекладывание ответственности, поиск стрелочников. О Бирюлеве все знали, что район криминогенный из-за овощебазы и незаконных мигрантов, – говорит Федор Бирюков. – Беспорядки в Бирюлеве спровоцировала сама власть, это против ее бездействия выступали подростки и молодые люди, которых сейчас судят. Прикрывая сейчас их судьбами свои преступления – а с овощебазы в Бирюлеве кто только не кормился, – власть рискует получить потом поколение подлинных экстремистов, которые не только обозлятся, но и получат в тюрьмах тактическую и психологическую подготовку».
Начальник ОВД по району Бирюлево Западное Геннадий Каверин был отправлен в отставку сразу после массовых беспорядков. А сегодня президент РоссииВладимир Путин подписал указ и об отстранении генерал-майора полицииАлександра Подольного – начальника УВД по Южному административному округу Москвы.
«Именно с его приходом на этот пост два года назад рядовым полицейским стали запрещать заходить на «Покровский» рынок для проведения проверок. А Подольному, в свою очередь, запрещало его начальство в МВД Москвы, – сообщил «Эксперт Online» председатель профсоюза сотрудников милиции по городу МосквеПавел Мишкин. – Но на самом деле его отстранение состоялось раньше, после взрыва в магазине на юге столицы в день выборов мэра 8 сентября. В этом смысле он политический «пострадавший», этот взрыв стал последней каплей. После него он составил рапорт об уходе и ушел на больничный».
По словам Павла Мишкина, теперь Подольный ушел в запас.
«То есть на работу ходить не надо, а зарплату будешь получать. У нас генералами так просто не разбрасываются, слишком много они знают», – говорит эксперт.
Другая инициатива Колокольцева – об уголовной ответственности за финансирование экстремизма более понятна экспертам, хотя тоже кажется излишней.
«В Уголовном кодексе предусмотрена такая ответственность, – говорит заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Виктор Меркурьев. – Тех, кто прямо финансирует экстремизм, можно привлекать за организацию таких преступлений, подстрекательство и т.д. Хотя ничего плохого нет, если статью за финансирование экстремизма пропишут отдельно, по аналогии с финансированием терроризма. Это будет символично, поскольку такая проблема назревает: у нас многие фонды и НКО стали активнее финансировать экстремизм. В итоге ваххабиты сейчас строят на Северном Кавказе мечети, в которых ведут экстремистские проповеди. Вот только что мешает их сейчас привлекать к ответственности, непонятно».
Остается уточнить, что законопроект об уголовной ответственности за финансирование терроризма уже внесен в Госдуму.
Законопроекта о введении уголовной ответственности за «преступления экстремистской направленности с использованием интернет-пространства» пока не существует.
« Семена Варламова отпустили под залог
Случай из адвокатской практики - рента: если... »
  • +14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Согласна с автором статьи, что преступников ищут не там, где надо. Как всегда борются не с причиной, порождающей все эти безобразия, а со следствием. Бегают в поисках националистов, в интернете ищут, преступников. Вместо того, что бы навести порядок с мигрантами и разогнать все эти фонды. Бандитов они всегда поддерживали.
0
Создается впечатление что наши уважаемые надзорные органы никак не могут найти кто финансирует экстремизм, я готов им подсказать, финансовые органы которые видимо эти органы не контролируют это одна причина, или в этих органах до такой степени отупели или зажрались что вообще им все по барабану.
+1
Я в таких случаях вспоминаю первую пробку на дороге еще в 90-х во Владивостоке. Понаблюдав за попытками некоторых водителей проехать по двухсторонней дороге четвертым рядом, мне стало ясно: если соблюдать правила и обладать элементарной вежливостью и уважением друг к другу пробки просто не было бы… Надеюсь я ясно выразила свое мнение.
+3
Есть предложение запретить писать всякими видами ручек и вернуться в каменный век. Разрешить писать только на камнях и только камнями.
+1
Россия стремительно катится к каменному веку. Её погубит «Дом 2» и Министерство Образования.