Карать за "ветхое и аварийное жилье"

Из основных социальных вопросов, которые рассматривались на последнем заседании Госсовета, Владимира Путинабольше всего встревожила плачевная ситуация с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья.




Соответствующая программа была принята давно, но почти не работала, а один из майских указов президента подразумевал ее форсирование. По его словам, план на 2013 год выполнен только на 4 процента, переселены чуть более полутора тысяч человек из запланированных 42 тысяч. Более того, за несколько лет не была даже разработана единая нормативная база для реализации программы. Но никто из чиновников не смог объяснить причины провала.
«Поможем чем не сможем»
«Хочу услышать и от регионов, и от правительства, что мешает нормально наладить работу по расселению из аварийного жилья, какие решения нужно еще оперативно принять, — потребовал президент. — Мы же договорились и о средствах, которые должны быть дополнительно выделены. И вообще, я уже сто раз об этом сказал: нужно уметь концентрироваться на наиболее важных вопросах, концентрировать и финансовые, и административные ресурсы».
Но внятного ответа на свой вопрос президент в тот день не услышал ни от губернаторов, ни от министров. Не помог ему в этом и глава недавно созданного Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень. В качестве министра он, возможно, еще не успел изучить общую ситуацию «сверху», но как бывший глава Ивановской области казалось бы мог знать суть проблемы. Вместо разъяснений он лишь попенял своим же бывшим коллегам:
«Я хотел бы обратиться к руководителям регионов. Мы будем всячески помогать, но у нас, к сожалению, есть регионы, которые не просто пробуксовывают, а даже в текущем году не взяли средства из Фонда на реализацию этой задачи. В данном случае министерству, в общем, нечем даже помогать. Я прошу руководителей регионов обратить на это внимание, потому что задачи по времени очень сжатые и серьезные».
Два в одном
Но это не значит, что Мень готов просто умывать руки в деле переселения из ветхого жилья. Как оказалось, для решения проблемы министерство уже изобрело новый метод контроля над регионами: «…Будем видеть не только введенные квадратные метры, но и факт заселения человека в новое жильё и степень его удовлетворённости решением этой проблемы», — пояснил новый министр.
Забота о человеке не может не радовать, только не понятно, как дополнительный контроль поможет одним регионам ускорить, а большинству – вообще начать строительство новых домов для расселения бараков.
Второй, и видимо последний «стимул» для регионов в этом вопросе, о котором сказал Михаил Мень – это «синхронизация» программы расселения из ветхого жилья с новой госпрограммой строительства домов эконом-класса «Жильё для российской семьи».
«Это обеспечит необходимый синергетический эффект, в том числе снизит затраты на подготовку инженерной инфраструктуры», — сказал Михаил Мень, но так и не прояснил, в чем суть эффекта и экономия. Возможно, речь идет о том, чтобы строить дома по двум программам в одном месте. А может и вовсе один дом вписать в две программы.
Из программы выпали миллионы
Впрочем, масштаб задачи Михаил Мень понимает: «… До конца 2017 года при участии Фонда содействия реформированию ЖКХ следует снести 10,7 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Из них 2 млн квадратных метров уже в следующем году», — сказал министр и, похоже, ошибся.
«Вы сказали о том, что нужно расселить 10,7 миллиона квадратных метров аварийного жилья, а на самом деле его больше – 13 с лишним. Куда делось 2,4 миллиона?» – обратился президент к министру.
«По тем документам, которые у нас сегодня имеются, оставшиеся квадратные метры планируется расселить за счет региональных программ», — еще больше напустил туману Михаил Мень. В самом деле, если регионы не справляются даже при участии (или возможном участии) госфонда, то с чего им справиться самим?
«2,4 миллиона сделают регионы, и делайте, как хотите? Если вы считаете, что они могут это сделать, тогда покажите им, за счет чего… Да у них не так уж и много свободных денег», — пытался все же прояснить суть многолетней проблемы президент.
Судя по всему, по самому трудному в повестке Госсовета вопросу Владимир Путин все же поставил новому министру «удовлетворительно» — видимо потому, что «еще не успел выучить задание»: «Михаил Александрович, вы министром назначены недавно, и поэтому, естественно, ожидания большие. И за то, что что-то не сделано, к вам и претензии нельзя предъявить. Но если в этой сфере мы будем наблюдать то, что происходит сейчас, то эти претензии быстро появятся… Я хочу, чтобы у вас был ясный, понятный, реалистичный план решения этой проблемы, я имею в виду в данном случае расселение аварийного жилья»… — заявил Владимир Путин, отчаявшись дознаться от министра, в чем же загадка ветхого жилья, план по которому выполнен лишь на 4 процента.
Регионы «прячут» бараки
Объяснить ситуацию отчасти попыталась глава Счетной палаты Татьяна Голикова. По ее словам, проблематично будет выполнить указ президента в полной мере, поскольку регионы занижают количество ветхого жилья ввиду банальной нехватки денег на софинансирование.
Проблема отчасти в том, что строительство новых домов по программе переселения обходится слишком дорого, поскольку используются дорогие стройматериалы (строительство на госсредства следует вести в строгом соответствии с действующими требованиями к стройматериалам и технологиям).
«Поэтому предлагаем срочно внести изменения в Градостроительный кодекс и отдельные акты, в систему ценового нормирования. Это же позволит и привлекать инвестиции к инженерной подготовке территорий», — выступила с инициативой Татьяна Голикова.
Без власти никак – и с властью не так
Идею о том, как же регионы могут все-таки справиться с проблемой сами, предложил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко – с помощью частных инвесторов. Речь идет о схеме, которую некоторые регионы давно предлагают бизнесу: строить дом вскладчину – так всем выгоднее и быстрее. Инвестор свою часть продает на открытом рынке, а регионы заселяют настрадавшихся обитателей бараков, обходясь меньшими затратами. Инвесторы поначалу интересовались предложением, поскольку сотрудничество с властью сулило снижением административных барьеров, но потом охладевали.
Речь идет о случаях, когда Минрегионразвития (ранее курировал исполнение программы переселения) готов был выделять средства только при полной готовности земельных участков. А оформление их почти всегда затягивается из-за долгих судебных процессов с гражданами.
«Сегодня при изменении законодательства, в частности, возможно привлечь очень серьёзные частные инвестиции, — считает Юрченко. — Наверное, настало время изменить норму земельного законодательства, когда строить новое жильё на застроенных территориях можно не когда полностью будет расселён квартал, а когда будет поэтапно подготовлено два-три дома. Тем самым сократить сроки расселения и заинтересовать застройщиков во вложении частных средств в эту проблему».
… Либо обстоятельства коррупционного характера
Это отчасти вопрос той самой недоработанной единой нормативной базы, о которой говорил президент. И главная проблема здесь в том, что мало кто знает, как считать в таких случаях эквивалент новых квадратных метров и старых – либо по числу живущих в квартире людей, либо по числу прописанных. Некоторые чиновники на местах вовсе опирались на эквивалент 1:1, что жителей бараков без санузлов и кухонь не устраивало.
Помимо долгих споров с жильцами региональные чиновники отмечают зачастую и сложные отношения с Фондом содействия реформированию ЖКХ, а точнее с его бывшим куратором – Минрегионразвития (теперь Минстрой). Если обратиться к цифрам, то видно, что в этом году, по данным самого Фонда, по 102 заявкам 76-ти субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении финансовой поддержки на общую сумму 50,6 млрд рублей. С учетом доли регионов сумма должна была вырасти до 79,3 млрд рублей, что позволило бы расселить 10 223 аварийных дома общей площадью 2,6 млн кв. м, где проживают 168,1 тысяч человек. Но это только «принятое решение», исполнение которого может тянуться годами по разным причинам: «Либо регионы и муниципалитеты не подтверждают выделения заявленного софинансирования, вносят изменение в свои бюджеты, — пояснил «Эксперт Online» Аркадий Дроздовский, генеральный директор «Инжиниринговой компании «2К». — Либо списки расселяемых домов оказываются недостоверны и спорны из-за судов с гражданами или некомпетентностью чиновников, путаницей. Отвечать никто не хочет, поэтому «наверху» подолгу все перестраховываются. Либо, что не редкость – включаются так называемые обстоятельства коррупционного характера».
В итоге, по данным опять же самого Фонда, «по заявкам текущего года уже переселено и находятся в стадии оформления 3 829 человек в 54,0 тысяч кв. м». Впрочем, и эта цифра расходится с той, что легла на стол президенту почти вдвое. Видимо, ему доложили только о тех полутора тысячах человек, которые уже прошли «стадию оформления».
Выводы сделают через год
Расхождение планов с реалиями – вообще характерно для всей сферы ЖКХ, но в части переселения из ветхого жилья крушение планов достигает десятикратных и стократных масштабов, что и раздражает президента. Согласно федеральной целевой программе «Жилище», в 2011 — 2012 годах следовало расселить 480 тысяч семей, то есть более миллиона человек. Реально же расселяли по несколько тысяч в год максимум.
«Мы в течение следующего года будем возвращаться к отдельным аспектам, но на один я хотел бы обратить особое внимание – это жилищная программа… Если я увижу, что в некоторых местах происходит то, что мы сегодня фиксировали, как: 25 процентов федеральных средств, выделенных на программу жилья, не реализовано… Что это такое? Это значит, как мы работаем? Эти средства поступят в федеральный бюджет назад, не будут реализованы, будут перераспределены дальше, а программа останется там, где она была. А между тем это одна из самых острых проблем нашей страны. Так вот, мы посмотрим, что и как сделано в мае, а потом второй раз вернемся к этой позиции в ноябре следующего года. Просто мне нужно, чтобы работа была, чтобы выполнялись задачи, которые поставлены и сформулированы. Это касается и федеральных органов власти, это касается и региональных. И в конце ноября будем принимать определенные решения, в том числе административного характера», — таким предупреждением завершил заседание госсовета Владимир Путин.
« О роли суда и следствия в искусстве
Ротация в Татарстане »
  • +12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
у нас работают только законы, связанные с отмыванием денег.законы на благо простых людей лопаются как мыльные пузыри. был клич и о переселениях из коммуналок. сдулся на корню…
0
Это пока слова, не регламента, не норматива нет.Как команда отдается, так она и выполняется.Невнятно, невразумительно без времени и пространства.Ответственных за выполнение нет. Где фамилии?
+1
  • avatar
  • bja1
Воровать меньше надо. А чиновников строже карать, с конфискацией доходов всей семьи, чтобы у никогда не работавшей тещи не всплывали счета в швейцарском банке. Тогда ми средства «вдруг» найдутся, как уже не раз бывало.
+1
я вас умоляю, собака лает — караван идет!
0
тут или расселение аварийного фонда или олимпиада?
0
да государство не думает о народе
+2
Меньше бы разворовывали деньги, а то как в дырявое ведро все, сколько ни плати, все равно толку не будет. Ничего ни где не делается. У нас в поселке все трубы прогнили. Людей заливает. деньги за ремонт берут, ремонта нет.
+1
Как всегда закосит под дурачка и начнет искать козла отпущения! Но мы то отлично знаем, что в нищете губерний виновата федеральная власть! Которая торгует природными ресурсами себе в карман и кидает народные миллиарды на воздвижение восхваляющих ее пирамид!