Суррогатное материнство в России будет урегулировано законом уже в следующем году.
Предложение проработать вопрос о подготовке соответствующего законопроекта вчера, 19 декабря, озвучила глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. По ее оценкам, законопроект может быть внесен в Госдуму весной 2014 года.
В этом году тема суррогатного материнства в России стала активно обсуждаться после того, как к такому методу прибегли звезды шоу-бизнеса Филипп Киркоров, а также семейная пара Алла Пугачева и Максим Галкин. Необходимость разработки такого проекта подтверждает, в частности, дискуссия по вопросу о правовом регулировании суррогатного материнства.
Понятия «суррогатная мать», в российском законодательстве нет, но суррогатное материнство разрешено в России с 1995 года: в Семейный кодекс (СК) были внесены изменения, связанные с применением методов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), английская аббревиатура IVF (in vitro fertilisation). В дальнейшем вносились дополнительные изменения касательно этой сферы. Но несмотря на доработки, сегодня возникает ряд вопросов, требующих решения на законодательном уровне.
При суррогатном материнстве используется технология ЭКО. С начала ее применения прошло уже почти полвека: в Великобритании в 1978 году родился первый ребёнок, зачатый с помощью ЭКО, в Советском Союзе — в 1986 году. За это время статистика насчитывает около 4 млн детей в мире, родившихся таким способом. Повышается эффективность процедуры (сейчас она составляет примерно 40%). В России почти 13% семейных пар не могут родить детей самостоятельно естественным путем. Суррогатное материнство, однако, является дорогостоящим: по некоторым данным, $15-45 тыс.
В случаях применения суррогатного материнства заключается договор (природа таких отношений именно как договорная определена Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Стороны сами определяют все условия, сроки, ответственность – законодательство не предъявляет к таким договором каких-либо определенных требований.
Заключить сбалансированный договор удается не всегда. Например, в деле, которое рассматривал Свердловский областной суд, определением суда от 28 августа 2007 года № 33-5744/2007 договор суррогатного материнства был признан незаключенным: стороны не достигли договоренности по всем существенным условиям.
В этом деле истец обратилась в суд, поскольку предполагаемая суррогатная мать не явилась в медицинский центр для проведения процедуры ЭКО и, по мнению истца, нарушила условия договора и причинила пострадавшей имущественный и моральный вред. При рассмотрении дела, однако, суд посчитал, что не было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В нем не был указан срок явки ответчицы для участия в процедуре ЭКО, не содержалась точная информация в отношении цены оказываемых услуг и порядка расчета между сторонами. Были только указания на промежуточные выплаты незначительных сумм (от 4 до 8 тыс. руб.), а также условие, по которому суррогатная мать после рождения ребенка получала вознаграждение в размере стоимости однокомнатной квартиры, находящейся «не далее 4-го пояса». Суд счел эти условия недостаточными и не позволяющими определить точный размер выплат. Кроме того, не было оговорено, как будет производиться расчет между сторонами в случае рождения ребенка мертвым (а таких случаев при беременности после ЭКО в два раза больше по сравнению с естественным зачатием — показатель 1,2% и 0,6% соответственно). В договоре также должно было указываться, что в случае смерти заказчика (истца) вся ответственность по исполнению договора возлагается на ее родственников — мужа, сестру, мать. Должно было прилагаться подтверждение согласия этих лиц. Суд в итоге иск к суррогатной матери отклонил.
Важно не только содержание договора. Ряд вопросов возникает в связи с тем, что российское законодательство учитывает в первую очередь интересы суррогатной матери, а не генетических родителей и их ребенка. По законодательству решающее значение имеет согласие суррогатной матери на запись супругов (генетических родителей) родителями ребенка (п.5 ст.51 СК и п. 5 ст. 16 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Для сравнения, в штате Калифорния США, который считается мировым центром суррогатного коммерческого материнства, все права в отношении рожденного с помощью суррогатной матери ребенка предоставляются генетическим родителям (там закон о разрешении суррогатного материнства на коммерческих началах был принят еще в 1992 году).
У генетических родителей нет гарантии, что суррогатная мать не передумает рожать их ребенка и не решит, например, сделать аборт. Это принципиальный вопрос: закон предусматривает (п.1 ст.56 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») право женщины самостоятельно решать вопрос материнства (искусственное прерывание беременности проводится по ее желанию при наличии информированного согласия). Проблемы могут возникнуть и в случае, если суррогатная мать родит не одного ребенка, предусмотренного договором, а двух и более (из-за пересадки большого количества эмбрионов возможность рождения двойни повышается на 25-30%, тройни – 0,5-5,2%).
Последние комментарии
Даже церковь это осуждает. Для богатых все делается в нашей стране, бедным такое не по карману. Они скорее всего, что бы выжить будут рожать за деньги для них. Как в Индии, создали завод такой, где женщины будут рожать детей богатым. Отвратительно все это, во что превращают женщин, в инкубатор.
Превращают женщин в свиноматок!
с течением времени только суррогатная рождаемость и останется по ряду прочих факторов