Бедные олигархи

Недавно мировой судья судебного участка № 418 Пресненского района Москвы развела главу «Интерроса» и «Норильского никеля» Владимира Потанина с его женой Натальей.
Суд проходил в закрытом режиме, но уже известно, что в суде удовлетворен иск Натальи Потаниной о взыскании с ее бывшего супруга алиментов в размере 25% от его заработка и иного месячного дохода на содержание несовершеннолетнего сына — 8,5 млн рублей.


Кроме того, Потанин подал еще одно исковое заявление в Пресненский суд Москвы о разделе имущества со своей бывшей супругой. Так что процесс продолжается.
По данным газеты «Коммерсантъ», Потанин, чье состояние оценивается в $14 млрд, передал уже большую часть своих активов на благотворительность. Адвокаты жены предпринимателя восприняли этот шаг как попытку скрыть активы в рамках начатого бизнесменом процесса.
По словам Максима Соколинский, специалиста по бракоразводным процессам, в разводе состоятельных пар есть несколько особенностей. Во-первых, одна сторона всегда является сильной по отношению к другой. Как правило, это муж-предприниматель. Сильная сторона лучше знает структуру активов, имеет возможность манипулировать ими в процессе спора, в состоянии обеспечить дорогостоящее юридическое сопровождение. Но у сильной стороны есть и уязвимые места – например, преимуществом слабой стороны зачастую является внезапное инициирование спора, когда сильная сторона к этому не совсем готова. К уязвимым местам может быть отнесена и неделимость бизнеса, когда сильная сторона, чтобы сохранить его, вынуждена откупаться от слабой стороны деньгами, консолидация которых в целях выплаты может негативно отразиться все на том же бизнесе.
Вторая особенность таких разводов – активы защищены (как правило, не от супруга, а от недружественного поглощения) и не находятся в прямом владении сильной стороны. Возможен конфликт юрисдикций: например, спор рассматривается в российском суде, который не воспринимает некоторые западные институты, прежде всего связанные с непрямым владением, а решение российского суда не исполняется в государстве, где непосредственно находится актив. Поэтому сильным ходом в бракоразводном споре является инициирование какого-либо разбирательства в той юрисдикции, привлечение которой является болезненным для другой стороны. Такой юрисдикцией может быть та, в которой суд легко разберется, что кому принадлежит, и его решение будет исполняться в половине стран мира. По словам юриста, Наталья Потанина инициировала в США т.н. discovery proceeding, то есть вспомогательный процесс, направленный на поиск доказательств, который не ведет непосредственно к разделу имущества, но является важным подготовительным мероприятием для процесса в Англии или США и свидетельствует о серьезности ее намерений.
Третья особенность бракоразводных процессов в том, что в большинстве случаев они заканчиваются мировым соглашением, несмотря на решительный настрой слабой стороны, зачастую требующей половину состояния.
Я подобрал 10 самых громких разводов российских и иностранных предпринимателей и политиков-предпринимателей.
Роман и Ирина Абрамович


Размер компенсации: $300 млн
Как только в 2007 году стало известно о разводе Романа и Ирины Абрамович, с которой российский предприниматель состоял в браке с 1991 года, в российских и иностранных СМИ начали появляться самые разные данные о сумме, которая достанется Ирине после развода. Британская газета Daily Express и вовсе предположила, что этот бракоразводный процесс будет самым дорогим в истории и жена предпринимателя получит более половины состояния – около 6 млрд британских фунтов. Однако, согласно официальному заявлению бывших супругов, по мировому соглашению Ирина Абрамович получит всего $300 млн, дети – оплату всех расходов, а «корпоративные интересы г-на Абрамовича» не будут затронуты. Помимо отступных, бывшая жена бизнесмена получила замок во Франции Сhateau de la Croe, две квартиры в Лондоне, поместье в графстве Уэст-Сассекс и возможность пользоваться яхтой Pelorus и частным «боингом» Романа Абрамовича.
На Дарье Жуковой, роман с которой, по некоторым данным, стал причиной развода, российский бизнесмен пока не женился, несмотря на то что подруга уже родила предпринимателю сына и дочь.
Руперт и Анна Мердок


Размер компенсации: $1,7 млрд
Первый раз будущие супруги встретились, когда Анна Торв, 18-летняя журналистка сиднейской газеты The Daily Telegraph, принадлежащей Мердоку, брала у своего начальника интервью. Вскоре, в 1967 году, Анна Торв и Руперт Мердок поженились и жили в браке 31 год. В 1998 году супруги подали на развод. Причиной расставания стал роман американского медиамагната с молодой журналисткой Венди Денг. У Анны была возможность отсудить у своего бывшего мужа вплоть до половины его состояния, которое на тот момент оценивалось в $7,8 млрд. По данным ABC, после бракоразводного процесса Анна Торв получила около $1,7 млрд, из которых $110 млн наличными. После развода бывшие супруги быстро нашли новых спутников жизни: Руперт женился на Венди Денг, а Анна вышла замуж за финансиста с Уолл-стрит Вильяма Манна. Через 14 лет, в 2013 году, Руперт Мердок, состояние которого оценивается в $11,2 млрд, снова подал на развод.
Сильвио Берлускони и Вероника Ларио

Размер компенсации: алименты $4 млн в месяц
Неудивительно, что супруга медиамагната и премьер-министра Италии после 22-летнего брака подала на развод – Сильвио Берлускони не раз был вовлечен в скандалы сексуального характера. В 2007 году, за два года до начала разводного процесса, Вероника Ларио даже публично обращалась к своему мужу с первой полосы итальянской газеты La Republica, требуя извинений за очередной флирт. В 2009 году, после того как Сильвио Берлускони посетил вечеринку 18-летней модели, Ларио обвинила своего мужа в домогательстве к несовершеннолетним и подала на развод. В 2012 году суд обязал Берлускони ежемесячно платить алименты размером $4 млн. Однако в октябре 2013 года итальянский суд пересмотрел решение и уменьшил размер алиментов в два раза.
Игорь и Марина Сечины

Размер компенсации: недвижимость
Самый дорогой топ-менеджер России по версии Forbes, с совокупной компенсацией $50 млн, познакомился со своей супругой еще в Петербурге, а с переездом в Москву Игорь Сечин стал проводить на работе слишком много времени, что и стало причиной развода. В собственность Марины Сечиной перешли объекты недвижимости, которые ранее были указаны в декларации вице-премьера за 2011 год: дом площадью 1400 кв. м, 1/2 доля квартиры общей площадью 237 кв. м, земельный участок (55 соток), гараж и хозяйственные строения. Экс-супруга президента «Роснефти» сохраняет с бывшим мужем «хорошие деловые отношения» и успешно занимается предпринимательством – например, владеет 51% акций компании «Экзект партнерс груп», партнера Олимпиады-2014, обучающей на базе двадцати шести волонтерских центров в семнадцати городах России около 35 тысяч волонтеров.
Стив и Элейн Винн

Размер компенсации: $740 млн
Стив Винн, один из самых успешных предпринимателей в сфере казино, внесший огромный вклад в развитие Лас-Вегаса, встретил свою жену еще в колледже. В 1963 году Стив и Элейн Винн поженились, через 23 года развелись, но снова сошлись в 1991 году. Однако и после этого пятилетнего перерыва отношения продлились всего 9 лет – в 2010 году супруги снова подали на развод. Так как компания Wynn Resort, принадлежащая Стиву, создавалась в том числе при помощи Элейн, а супруга бизнесмена была членом совета директоров, компенсация достигла $740 млн. На сегодняшний день оба бывших супруга продолжают вместе вести бизнес и являются миллиардерами. Состояние Стива, по данным Forbes, достигает $2,9 млрд, а Элейн – $1,9 млрд.
Борис Березовский и Галина Бешарова

Размер компенсации: $280–350 млн
Со своей второй женой Борис Березовский познакомился еще в 1980-е годы, когда работал преподавателем на мехмате МГУ. Через 10 лет, в 1991 году, Борис Березовский с Галиной Бешаровой поженились. Однако уже в 1993 году супруга уехала в Лондон, и с тех пор пара не проживала совместно. В 2010 году Галина Бешарова подала на развод. По некоторым данным, причиной развода стал роман бывшего российского предпринимателя с Еленой Горбуновой. Слушания в суде продолжались всего 10 минут; по мнению экспертов в бракоразводных процессах, бывшие супруги договорились на сумме от $280 до $350 млн.
Несмотря на то что Борис Березовский лишился значительной части своего состояния (более $900 млн в то время), опальный российский бизнесмен не стал спорить с судом, заявив, что всегда верил в справедливость британского правосудия, и его вера после процесса только подтвердилась.
Аднан и Сорайя Хашогги

Размер компенсации: $874 млн
Саудовский миллиардер женился на рожденной в Великобритании Сорайе в 1961 году, когда той было всего лишь 15 лет. В течение 13 лет брака супруга помогала Хашогги в бизнесе (саудовец торговал оружием, имел в собственности банки и отели) и родила ему пятерых детей. В 1974 году пара развелась, однако через пять лет, в 1979 году, Сорайя подала в суд на своего мужа и запросила компенсацию $2,54 млрд. В ходе переговоров бывшей супруге достались $874 млн. Причиной развода пары стало то, что тест ДНК дочери Петрины показал, что ее биологическим отцом является британский парламентарий Джонатан Айткен.
Владимир и Ольга Слуцкер

Размер компенсации: $32,5 млн (половина особняка в Лондоне)
Владимир Слуцкер и Ольга Березовская поженились в 1990 году, когда будущий сенатор еще только начинал предпринимательскую деятельность, а владелица одной из крупнейших сетей фитнес-центров в России занималась фехтованием и мечтала стать олимпийской чемпионкой. После замужества Ольга бросила свое увлечение и занялась бизнесом. Стартовый капитал $400 тысяч дал в долг супруг, с его же помощью Ольга познакомилась с московскими знаменитостями, которые и стали первыми посетителями клуба World Class. Позже у пары родились два ребенка. Бракоразводный процесс, инициированный в 2009 году, касался не только имущества, но и дальнейшей судьбы детей бывшей пары. Сначала, по решению суда, дети должны были остаться с отцом, однако приговор был обжалован, и Ольга отсудила право опеки. В 2012 году, по решению Лондонского суда, за Ольгой Слуцкер остался элитный дом в Лондоне стоимостью $65 млн. Претензии Владимира Слуцкера на 50% дома не были удовлетворены.
Берни и Славика Экклстоун

Размер компенсации: $1–$1,2 млрд
Берни Экклстоун, бизнесмен, президент Formula One Management, встретил свою будущую жену, хорватскую модель, на мероприятии Армани, посвященном Гран-при Италии. Несмотря на языковой барьер (модель говорила на хорватском и итальянском, а бизнесмен на английском), 28-летнюю разницу в возрасте и в росте (около 30 см), пара жила в браке около 23 лет. В 2008 году Славика Экклстоун подала на развод. Сумма компенсации составила $1–1,2 млрд. Сегодня состояние экс-супруги предпринимателя оценивается около $1 млрд, которое она, по данным CNBC, тратит на дорогие игрушки, как, например, частный самолет стоимостью $60 млн.
Алексей и Елена Мордашовы

Размер компенсации: $54 тысячи, алименты, квартира в Череповце и ВАЗ-2109
Алексей Мордашов познакомился со своей будущей женой еще в вузе. В 1996 году супруги развелись, жене осталась квартира в городе Череповце, автомобиль ВАЗ-2109, $54 тысячи, $300 в месяц и $6 тысяч в год. Корпоративные интересы российского бизнесмена, счета в банках, акции «Северстали» не были затронуты. В 2001 году Елена Мордашова подала в суд, потребовала 40% акций «Северстали» и 500 млн рублей алиментов. Суд на время разбирательства наложил арест на пакет акций Мордашова, но требование бывшей супруги не удовлетворил. После того как Алексей Мордашов решил увеличить алименты, делопроизводство было приостановлено.
« Недоделанные не принимаются
О страшном суде »
  • +8

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
Мужикам в таких случаях надо думать головой, и, заключать брачный договор.Чтобы не было мучительно больно.Внезапную смерть тоже предусмотреть.Мало ли.
+2
Надо знать за кого выходить замуж!!! По крайней мере после развода не будет мучительно больно…
+4
Начался сброс денег. Сегодня уже модно разводиться с жёнами и делить имущество. Рыльца в пушку и нужно обеспечить семью, на всякий случай.