Дело космического масштаба

Граффити под названием «Гагарин. Распятие» в Перми привлекло внимание полиции. Рисунок был сделан 12 апреля, на этот день пришлось два праздника — День космонавтики и Пасха. Рисунок закрасили на следующий день, а художника забрали в отделение полиции для дачи объяснений, местный депутат потребовал призвать его к ответственности за вандализм.




Граффити, изображающее первого космонавта Юрия Гагарина распятым на кресте, появилось на перекрестке пермских улиц Советской и Куйбышева в минувшее воскресенье. Изображение местный художник Александр Жунев выполнил с помощью акрила, бумаги и клея. Поводом стало совпадение двух праздников — Дня космонавтики и Пасхи.
«Мне кажется, такое стечение календарных обстоятельств очень символично, ведь наука и религия долгое время находились по разные стороны баррикады, пытаясь отвоевать свою долю влияния на умы. Работа «Гагарин. Распятие» — моя попытка говорить на тему этого многовекового противостояния языком современного искусства», — объяснил Жунев на своей странице в «ВКонтакте».
Художник называет Гагарина современным Иисусом от науки, добровольно принявшим на себя «первые космические муки человечества».
«Тяга к звездам притянула его болтами к стальному кресту. И он стал суперзвездой, как Иисус Христос! Его образ используется государством как икона патриотизма. Он воскрес в медийном пространстве, в нашей памяти и уже никогда не умрет», — продолжает Жунев. Место для граффити также выбрано не случайно. «Стена находится рядом с бывшим ракетным училищем, в том же квартале расположен Спасо-Преображенский кафедральный собор, в советское время вместивший Пермскую государственную галерею. Она хранит уникальную коллекцию пермской деревянной скульптуры («пермские боги») — это единственные в России изображения Христа в объеме», — отмечает художник.
По его мнению, сейчас силы науки и религии начали приходить в хрупкое равновесие, хотя «охота на ведьм продолжается: религия отныне инквизирует представителей современного искусства, а наука стала догматичной, как средневековая церковь, и отлучает носителей альтернативных точек зрения от признания и практической реализации проектов».
Своей работой художник хотел предостеречь науку и религию от новых ошибок, подобных сжиганию Джордано Бруно. «Чтобы потом через много лет не пришлось реабилитировать каких-нибудь невинно замученных творцов — художников, музыкантов, изобретателей, подвергающих сомнению устоявшиеся догмы. Такие люди часто остаются непонятыми: просто они родились слишком рано, их идеи опережают свое время», — подчеркивает художник.
При этом, по его словам, работа не является оскорбительной, поскольку в ней не используются негативные образы, а все детали имеют положительные ассоциации. Верующего не должен оскорблять Гагарин, ученого не оскорбишь Иисусом, подчеркнул Жунев. Он считает, что получилась очень толерантная, но в то же время вызывающая на диалог работа.
Сочетание таких ярких образов оценили не все. Так, депутат Пермской городской думы Юрий Уткин на своей странице в Facebook потребовал провести «тщательное расследование на предмет состава правонарушения, предусмотренного ст. 214 УК РФ «Вандализм».
В пресс-службе ГУ МВД РФ по Пермскому краю сообщили, что по факту нанесения граффити на стене начата проверка. «Материалы переданы в прокуратуру. По итогам проверки ситуации будет дана правовая оценка и выяснится, есть ли тут правонарушение, например вандализм, оскорбление чувств верующих, что-то еще, или же никакого правонарушения тут нет. Результаты проверки станут известны в течение десяти дней», — рассказали в пермской полиции.
Уже на следующий день после нанесения рисунка стена была зачищена болгаркой, а потом закрашена белой краской. Заодно коммунальщики покрасили и остальные стены здания, изрисованные другими людьми. Жунева в понедельник вечером правоохранительные органы «попросили проехать в отделение для объяснений», сообщил сам художник. После того, как Жунев написал объяснительную, его отпустили. «Думаю, что задача выполнена — диалог о толерантности начался. Надеюсь, что хоть небольшое количество людей станут терпимее. Я буду продолжать заниматься стрит-артом. И буду использовать темы, которые волнуют меня. А их провокационность будет зависеть от идеи. Я не пытаюсь создать провокацию», — сказал он.
По мнению адвоката Сергея Бадамшина, защищавшего режиссера оперы «Тангейзер», предугадать, привлекут ли художника к ответственности и по какой статье, достаточно сложно. «Первое, что приходит в голову, — это вандализм. Но вандализм — это осквернение здания, а тут художественное произведение. Мы все знаем известного и достаточно серьезного художника Бэнкси, и подобными произведениями нужно гордиться, развивать их. Другое дело, что оценивать, искусство это или вандализм, будут правоприменители...» — сказал Бадамшин.
Бадамшин отметил, что, с точки зрения сотрудников полиции, важнее не содержание рисунка, а резонанс, который он вызывает. «Так, в деле о покраске звезды высотки на Котельнической набережной было предъявлено еще и обвинение в хулиганстве. В случае с Пермью такое тоже не исключено», — сказал он. Адвокат надеется, что до уголовного дела ситуация не дойдет, все закончится на стадии проведения проверки: «Юридической составляющей тут очень мало, скорее вопрос культурный, а спорить должны не художники с полицейскими, а художники и коммунальщики». Бадамшин также выразил надежду, что пермские правоохранители возьмут пример со Следственного комитета Новосибирска, который отказал в возбуждении дела в отношении оперы «Тангейзер».
Начальник одного из отделов в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина в Звездном городке космонавт Александр Лазуткин считает, что наказывать художника за содержание рисунка нельзя. «Художнику не запретишь творить, нельзя и диктовать ему идеи. Такой у него вид самовыражения, надо публично обсудить, что он хотел этим сказать, почему именно такие средства выбрал, как это восприняло общество, почему возмутилось», — сказал он.
Сама идея объединения науки и религии кажется космонавту нормальной, но, по его мнению, «есть
отклонения в реализации, в том, что выбраны образы Гагарина и Христа».
«С моей точки зрения, граффити — не вид искусства, а баловство, уместное далеко не везде, а в выделенных местах. Джоконду же не на стене да Винчи написал. Но все равно это не должно стать поводом для преследования художника», — сказал Лазуткин.
« Злые оппозиционеры-диверсанты
Наркоманы должны трудиться! »
  • +4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Ну пусть у себя дома на обоях самовыражаются! Ну достало уже это «альтернативное» вИдение…