Сильный физически, слабый морально

Из открытых источников стало известно, что 18-летний ефрейтор Павел Бахтин расстрелял 26 августа в полевом лагере под Костромой сослуживцев после того, как командир роты, старший лейтенант Андрей Ворончихин, избил его. О том, можно ли было предотвратить трагедию, рассказывают заместитель Председателя Центрального Совета «Союза десантников России» Анатолий Филиппович Буй и военный психолог, директор Московского центра защиты от стресса Алексей Валерьевич Захаров.




Сослуживцы ефрейтора рассказали о событиях, которые предшествовали трагедии. Перед тем как заступить в караул, командир роты Андрей Ворончихин обнаружил, что у ефрейтора Бахтина в бронежилете отсутствует верхняя стальная пластина. Можно предположить, что срочник в летнюю жару самовольно разгрузил 9–килограммовый бронежилет, чтобы облегчить защиту. Чтобы наказать подчиненного, старший лейтенант шесть раз ударил его в грудь. Бахтину стало настолько плохо, что его в течение нескольких минут пришлось приводить в чувство.
— Через бронежилет ударил ефрейтора в грудь, так что его потом приводили в чувство? Я не хочу комментировать эту глупость. Эта явно искаженная информация, — категорически заявил заместитель Председателя Центрального Совета «Союза десантников России» Анатолий Буй. — Дедовщина в ВДВ — нонсенс. Когда я служил в воздушно-десантных войсках, у нас не было ни психологов, ни православных батюшек, за все отвечал, и со всем успешно справлялся командир. Что касается расстрела в полевом лагере, когда суд вынесет решение по этому делу, тогда я и дам комментарии.
— Павел Бахтин мог в момент расстрела сослуживцев находиться в состоянии аффекта? — вопрос Алексею Захарову.
— Состояния аффекта – это клиническое состояние, которое определяется медицинской экспертизой. Заключение по состоянию аффекта делают врачи — эксперты. Мы не можем об этом говорить, потому что состояние аффекта имеет правовые последствия.
— Как наличие этого состояния будет устанавливаться, если ефрейтор Бахтин мертв?
— Есть специальные технологии, выстроенные методики, это фактор профессиональный, он не обсуждается открыто.
— Сообщается, что после окончания караула ефрейтор Бахтин не сдал оружие, а направился в караульное помещение, где и открыл стрельбу. То есть, это была не сиюминутная реакция.
— Мы можем говорить, что состояние аффекта может длиться достаточно длительный период. Человек находится в состоянии суженного сознания. И это может длиться достаточно долго.
— Прежде чем заступить в караул, военнослужащие проходят медицинский осмотр, в том числе, и тесты у психолога. Специалист мог увидеть, что с парнем что — то не так?
— Мог увидеть, а мог и не увидеть. Роль психолога в частях недооценена. Я часто бываю в воинских частях, в большинстве из которых работают не военные, а гражданские психологи. Ну, никак нельзя военного психолога заменить на гражданского. У военного специалиста другие подходы, его работа связана с системой сопровождения служебной деятельности. А разовые экспертные заключения о допуске — это большая ошибка. По результатам теста нельзя давать заключения о состоянии человека. Тесты — это только предварительная, превентивная часть исследования. Человека надо наблюдать. И, если говорить о его стопроцентной готовности, то это должно быть результатом длительного, если не говорить, постоянного исследования.
Перед тем, как отправиться в марте в военную часть 71211 под Кострому, Павел Бахтин проходил службу в 5-й учебной парашютно-десантной роте омского 242-го учебного центра ВДВ. В учебке его из – за повышенной агрессии не допустили до караульной службы. Бахтин как раз — таки не прошел специальный психодиагностический тест. А в 71211 части ему допуск дали, он стал заступать в караул с оружием в руках.
В то же время, сослуживцы Павла Бахтина поделились, что ефрейтора в воинской части постоянно обижали и унижали. Парень, мол, был слабохарактерный.
— Как такие призывники попадают в десантные войска? — вопрос военному психологу.
— Парадокс, но достаточно много физически развитых и сильных людей бывают уязвимы психологически, имеют достаточно низкий уровень нервной выносливости и часто неспособны контролировать себя. Тем более, что люди сейчас находятся в очень сложном информационном пространстве. Оно не такое, какое было лет 10 — 20 лет назад, а более интенсивное и жесткое. Человек иной раз не в состоянии даже отчетливо фиксировать оказываемое на него психологическое воздействие, потому что оно идет на уроне инстинктов. Взять ту же торговую рекламу, которая побуждает людей неосознанно совершать поступки, которые называются покупками. Они часто диктуются ни сознанием, а именно инстинктивными вещами. Отсюда так много сексуального фактора в рекламе. А она окружает нас повсюду. Вот и представьте себе, в каком информационном субстрате находится человек.
— Сейчас говорят, что Павел Бахтин мог бы пожаловаться на побои и унижения старшему офицеру, репутация бы пострадала, его перевили бы в другую часть, но сам бы остался жив и сослуживцы не пострадали.
— Для человека иной раз вопрос социального фактора важнее, чем вопрос жизни.
— Ефрейтору Бахтину оставалось служить только три месяца.
— Человек очень часто попадает в тяжелую ситуацию как раз на стадии окончания определенного жизненного этапа.
Сначала Павел Бахтин рассправился с командиром роты. Андрею Ворончихину не суждено было понять, что произошло, он погиб, когда спал. Потом ефрейтор открыл срельбу через дверь по сослуживцам, которые укрылись в соседнем помещении. Один из погибших, Александр Мякушко, мог ранее оценить состояние Бахтина, так как перед армией успел закончил Шадринский государственный педагогический институт по специальности психолог.
Восстановить полную картину трагедии предстоит следователям. Пока же ясно одно: призывная комиссия должна более пристальное внимание уделять психическому здоровью призывников. В армии не должны служить неуравновешенные люди, как те, кто в порыве гнева хватаются за автомат, так и те, кто за нарушение устава бьют рядовых.
« Как мошенники звёзд разводят
Похождения убийцы полицейских »
  • +4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-2
Вот когда в призывной будут сидеть НОРМАЛЬНЫЕ психологи-может и смогут и захотят оценивать, а пока...-тоска там, а не психологи. Им самим психиатр нужен. Наблюдала, когда сын комиссию проходил. Детишки от страха пальцы веером и давай гусарить! А она сидит и ведётся на это! Класс, а не психолог! Сколько их там было одновременно, пацанов 100 наверное и почти всем написала рекомендацию пройти дообследование. :)) Мой после института шёл и чуть до инфаркта её не довёл-развлекался, пока не одёрнула сама. И что они там такие разглядеть могут?
0
Смешно… одну пластину вытащил с броника, чтобы его облегчить??? Вы сами то верите в эту чушь?? Я сам лично разбирал в армии бронежилеты, и от отсутствия одной пластины вес сократится грамм на 150-200…