"Барашек в бумажке" не по зубам

2015 год богат на громкие антикоррупционные дела. Не так давно было возбуждено дело против Вячеслава Гайзера, экс-губернатора Республики Коми, по подозрению в организации преступного сообщества с целью завладеть госимуществом. Среди других чиновников, обвиненных в коррупции, можно вспомнить главу Республики Хакасия – министра сельского хозяйства и продовольствия республики Ивана Вагнера, члена правительства Вологодской области Сергея Тугарина.

"Барашек в бумажке" не по зубам

Большой резонанс в обществе вызвало дело о хищении 800 тысяч долларов из бюджета сколковского проекта. Планы по созданию российской «Кремниевой долины» в очередной раз оказались под вопросом, поскольку многие продолжают воспринимать Сколково как одну из самых доходных кормушек.

К сожалению, до настоящего момента в российском правовом поле не была реализована концепция «конфликта интересов», и чиновники легко могли оказывать предпочтение «своим», «проверенным» конторам по производству рогов и копыт. Губернатор Брянской области Николай Денин, например, мог выделить подконтрольной его семье птицефабрике, порядка 22 миллионов рублей под предлогом ликвидации последствий крупной аварии. Или вот компания «Агротэк-ТМ», подконтрольная Лукойлу, получает госзаказы, в том числе на поставку топлива, благодаря своим тесным связям с государственными чиновниками. Следует вспомнить и губернатора Новосибирской области Василия Юрченко, который год назад продал городское имущество по откровенно заниженной цене.

17 октября в силу вступил Федеральный закон, обязывающий госчиновников «сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов». Под конфликтом интересов теперь понимается ситуация, влияющая или способная повлиять не только на надлежащее исполнение чиновником своих обязанностей, как было ранее, но и на его объективность и беспристрастность при их исполнении. Важное изменение внесено и в понятие «личная заинтересованность», под которой теперь понимается возможность получения различных выгод не только самим чиновником, но и целым кругом его родственников, а также иных лиц, связанных с ним имущественными, корпоративными или близкими отношениями.

Примерами могут служить многочисленные дела о закупках для государственных нужд. Еще с начала нулевых получили распространение так называемые заказные аукционы. В них, как правило, принимают участие две компании, и завершаются они после первого шага. Превышение стартовой цены минимально и обычно составляет 10% от стартовой цены. И, конечно, без коррупции эту схему реализовать практически невозможно. Причем, следует отметить, что в тех сферах, где суммы закупок очень уж велики, нередко обходятся и без проведения аукциона. Как тут обойтись без нашего древнего «барашка в бумажке»?

В текущем 2015 году появился новый вид конкурса. Речь идет о проведении конкурса с условием. Одержать в нем победу может только тот, кто выполнит поставленное условие, каким бы оно не было.

Первый подобный конкурс прошел в этом году в области недропользования. Условием конкурса по Гавриковскому лицензионному участку, расположенному в Ханты-Мансийском автономном округе, была поставка всей добытой нефти на любой нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области. Только в Ростовской области есть всего один Новошахтинский НПЗ, которому это под силу. Конкурсный комитет отнесся к нему очень благосклонно, и он стал победителем конкурса. С чего бы такая любовь?

Не так давно разгорелся спор вокруг результатов конкурса на Восточно-таймырский участок. Победа в нем досталась нефтяной компании «Лукойл». И, по мнению наблюдателей, в первую очередь, объясняется это составом конкурсной комиссии. Как отмечалось в расследовании газеты «Версия», «председатель конкурсной комиссии и заместитель руководителя «Роснедр» Орест Каспаров в начале нулевых имел прямое отношение к компании «Петроальянс Сервисис Компани Лимитед», принадлежавшей Александру Джапаридзе – важному деловому партнеру Алекперова. В 2004 году Каспаров, похоже, непосредственно участвовал в подготовке и проведении сделки по приобретению бурового подразделения «Лукойла» «ЛУКОЙЛ-бурение», преобразованного затем в «Буровую компанию «Евразия» (Eurasia Drilling Company Limited (EDC). Другой член конкурсной комиссии Петр Садовник — советник руководителя «Роснедр» и замдиректора ФГУП «ВНИГНИ» (экспертной организации, составлявшей заключение по ТЭПам компаний) — входит в совет директоров акционерного общества ОГК ГРУПП, владельцем которого является Фонд развития бизнеса (ЗАО «ФОРБ») структура тесно связанная с «Лукойлом»… На данный момент гендиректором фонда является ни кто-нибудь, а Анатолий Пак — сын бывшего руководителя «Роснедр» Валерия Пака, который, собственно, и утверждал результаты конкурса. Общеизвестно также, что «Лукойл» является «родовым гнездом» для министра природных ресурсов Сергея Донского, который в свое время работал в финансовом департаменте компании Алекперова».

Когда один из участников конкурса и его организатор, хотя и в прошлом, но были связаны друг с другом, разве это не конфликт интересов? Этот момент не вызвал никаких вопросов у надзорных органов. Но это было возможно лишь до тех пор, пока федеральный закон не вступил в силу.

Оставить комментарий

Последние комментарии

glavУХ

Надоело уже и читать и комментировать. Одно и то же…

Анусбек Оралов

Алчен человек и жаден!… Правильно говорит Жириновский, стрелять надо гадов, как в Китае! В дополнение к естественному отбору на их сходках… Как в былые советские времена запретить семейственность в чиновничестве. Чтоб ни один из родственников (даже дальних) не работал в смежных областях деятельности, в т. ч. в зависимом бизнесе. И наблюдать за состоянием «кошелька», образом жизни его и детей. И каждые полгода проверять на детекторе лжи… Вот только основные рецепты. Сложно, но «дело» того стоит…

valely

Читать надоело, а жить в дерьме не надоедает? Куда ни плюнь, везде тащат

alenka_708

И что дальше?

Закон и Порядок. Остановим беззаконие!.
2015 — 2024