Как себя вести в случае теракта: советы спецназовца

Серия терактов в Париже, когда неизвестные открыли стрельбу в нескольких ресторанах, устроили взрывы около стадиона «Стад де Франс» и захватили заложников в театре «Батаклан», показала, насколько каждый из нас уязвим.




О том, как действовать человеку при захвате помещения террористами, что делать при штурме, а также, если вы ранены, мы поговорили с полковником подразделения «Альфа» Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России Виталием ДЕМИДКИНЫМ, который шел во главе штурмующей группы при освобождении заложников в «Норд – Осте» и Беслане.
— Бывает, когда террористов недостаточное количество, они проходят вглубь концертного зала, а вход еще остается свободным, в этом случае можно потихонечку сбежать, — говорит Виталий Демидкин. — Или, например, зашли террористы в школу, проходят по классам, а перед тобой окно, то можно спуститься вниз, укрыться в подвале и уже оттуда попытаться уйти. Можно также закрыться, забаррикадироваться в какой – то комнате или гримерной.
Если сразу покинуть помещение не представляется возможным, вы оказались в самом эпицентре и с вами рядом террористы, нужно выполнять все требования, которые они выдвигают. Где–то собраться, положить руки за голову, либо сесть, либо лечь, как это было в театре «Батаклан».
Но ни в коем случае нельзя выделяться: вставать, бегать, делать резкие движения, потому что это воспринимается как агрессия.
Нужно учитывать, что в захваченном помещении может вестись наблюдение, то есть, стоят какие-то видеокамеры, к которым могут подключиться спецслужбы. Нужно показать, что вы являетесь заложником, а не пособником террористов. Приведу пример. В марте 1991 года в «Домодедово» был захвачен »Як-42». Террористы выпустили из салона одного из пассажиров, чтобы он передал властям их требования. Он сообщил: «Сам террорист находится во втором салоне, а в первом – у него еще пара пособников». Нашей группе пришлось этот самолет штурмовать. Потом выяснилось, что террорист – один, а два подозрительных человека в первом салоне были обычными пассажирами. Но они вели себя таким образом, что их приняли за пособников террористов.
— Что именно они делали?
— Вполне возможно, что свободно ходили по салону, отпускали какие – то замечания другим пассажирам или геройствовали где – то безмерно. Повторюсь, нельзя выделяться среди заложников. Нужно слиться с толпой.
Если вам удалось каким – то образом выбраться из захваченного здания, не стоит бежать. Люди, которые стоят в оцеплении, могут быть недостаточно профессиональны. Это могут быть обычные солдаты внутренних войск. Для них, все кто бежит из захваченного объекта — террористы. Поэтому, если вырвались, идите потихонечку. В крайнем случае, помашите чем – нибудь. И только, увидев, что вам делают знак – «иди сюда», можете уже рвануть.
— Какое место самое безопасное, если ты находишься в захваченном зале?
— Нельзя находиться где–то около окон или дверей. Потому что, когда наступит время «Ч», если переговоры зайдут в тупик, будет прорыв. Начнет действовать группа захвата. А прорываться она будет через окна и двери. Допускается, правда, еще один вариант — через подрыв в стене.
— Как понять, что штурм вот–вот начнется?
— Только чисто интуитивно. Ни о каких отвлекающих моментах я вам рассказывать не буду. Их может знать только группа, которая идет на штурм.
В случае с захватом «Норд–Оста», мне вспоминается учительница, которая привела на мюзикл свой класс. Она еще помнила учебную тревогу по гражданской обороне, которую устраивали им в школе. Знала, что газ и дым поднимается вверх, его концентрация там наибольшая. А дети как раз сидели на балконе. Учительница сказала своим подопечным: «Ребятки, как только вы почувствуете газ или дым, берите свои шарфики или края рубашек, смочите их водичкой и дышите только через ткань». У детей организмы послабее, чем у взрослых. Но никто из ее класса не погиб. Учительница знала, что при задымлении дышать надо через фильтр.
Помню еще рассказ одной из женщин – заложниц, которая находилась на «Норд – Осте» в зале. Она там была вместе с мужем — врачом, которого периодически вызывали, чтобы он оказал кому – то помощь. Очередной раз, уходя, он сказал жене: «Как только начнется какое – то движение, ложись вниз лицом и дыши через платок». А ткань в той обстановке можно было смочить, извините, и мочой. То есть, врач знал, что при угрозе отравления, прежде чем отключиться, нужно лечь лицом вниз.
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК РАНЕН
— Если это ранение в конечности, то нужно наложить жгут. Его можно сделать из подручных средств, например, из рукавов рубашки. В летнее время жгут можно держать не более 2 часов, в зимнее – до полутора часов. Было бы неплохо положить под жгут записочку с указанием времени, когда он был наложен. Это на случай, если вы потеряете сознание, а кто – то из медиков будет снимать жгут.
Если ранение на теле, надо зажать рану тампоном, чтобы исключить кровопотерю. У человека порядка пяти литров крови. В зависимости от того, какие сосуды повреждены, кровь может вытечь за 15 – 20 минут. Для тампона подойдет кусок майки или нижнее белье.
Если ранение в пах или подмышечную впадину, до прибытия врачей, рану можно просто прижать рукой.
« Бюджетная революция на подходе
Алкогольная провокация »
  • +37

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Господи, в какое страшное время мы живем! Мирный ислам…
+9
Спасибо за тему! Актуально. Можно, кстати, выложить побольше об оказании первой помощи. Иногда это может спасти кому-то жизнь.