Куда подевались деньги на Крым?

Конфликт крымских властей с федеральным правительством из-за недофинансирования по программе социально-экономического развития полуострова — одна из самых обсуждаемых тем в новостях. Я попытался выяснить судьбу одного из траншей, предназначавшихся для Крыма — 1,6 млрд руб, которые еще прошлой осенью были выделены на сохранение памятников культуры.




Если кто бывал на полуострове — наверняка заметил, что никаких масштабных работ в местных дворцах и музеях не ведется. В главной культурной жемчужине Крыма, Воронцовском дворце, все главные таблички до сих пор — на украинском языке…
В минувшую пятницу глава Крыма Аксенов обвинил Минэкономразвития России в том, что его республика не получила ни копейки из 15 миллиардов, предусмотренных в Федеральной целевой программе социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года.
Источники в правительстве ответили: на самом деле виноваты местные власти, которые не могут как следует обосновать необходимые траты и завышают сметы до небес — соответственно, их надо корректировать.
И так далее, и тому подобное. Кремль устами Пескова попытался погасить конфликт — никакого кризиса в отношениях федеральной и крымской власти нет, идет плановая совместная работа.
Но факт остается фактом: пока региональные власти спорят с федеральными ведомствами, кто кому и сколько должен, Крым не развивается. Например, непростая ситуация сложилась с сохранением культурных объектов на полуострове.
В августе этого года на заседании президиума Госсовета России в Крыму президент Владимир Путин поинтересовался у министра культуры Владимира Мединского, куда делись 1,6 млрд рублей, выделенные полуострову на сохранение памятников искусства в сентябре 2014 года.
Глава ведомства ответил, что деньги до республики еще не дошли, но зато они «расписаны вплоть до копейки». Затем замминистра финансов России Алексей Лавров и Мединский начали даже не спорить, а размышлять на тему, где сейчас могут находиться средства. Некоторое недоумение Путина развеял Аксенов, который заверил, что до конца года все деньги «будут освоены» на 100% — а заминка вызвана ликвидацией Минкрыма.
Процедура «освоения» была вновь затронута 23 сентября главой комитета Госсовета Крыма по культуре и культурному наследию Светланой Савченко. В частности, у нее вызвало сомнение добросовестность фирм-подрядчиков, выполняющих реставрационные работы на 17 памятниках истории и архитектуры полуострова.
Тогда речь шла, например, о знаменитом «Ласточкином гнезде» (на реставрацию памятника выделили 132,4 млн. рублей), дворцовом комплексе в Ливадии (83 млн), музее Чехова в Ялте (40,6 млн) и других самых значимых культурных объектах Крыма.
Чтобы минимизировать риски, в конце октября премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении свыше 220 объектов в Крыму и Севастополе в список культурных объектов федерального значения, тем самым повысив контроль за ними. Однако это не повлияло на загадочное путешествие 1,6 млрд рублей.
21 сентября министр культуры Крыма Арина Новосельская заверила, что деньги дошли до ее ведомства и уже в декабре можно будет предъявить первые итоги работы.
Но 26 октября чиновница изменила свое мнение: «Я во все трубы кричу: деньги не дошли до Крыма! Мы сдали все документы, перепроверили все, но 1,2 миллиарда до сих пор нет».
Чтобы прояснить ситуацию, журналисты позвонили руководству культурных объектов.
Директор Дома-музея Чехова Александр Титаренко рассказал, что обещанные ему на реставрацию здания деньги до сих пор не поступили: «На сегодняшний момент за счет бюджетных средств удалось провести тендер, закупить необходимое оборудование и полностью обновить фондохранилище музея. Была также установлена программа КАМИС (современная музейная информационная система хранения, каталогизации, подготовки выставок и т.п.) для фондовой работы.
Касательно глобальных работ по реконструкции и реставрации самого дома, к сожалению, пока, на это денег нет. Насколько мне известно, вопрос о выделении порядка 44 млн. рублей, которые были подписаны на противооползневые работы и водоотведение подземных вод, рассматривается. Его реализация планируется на 2016 год. Правда, эта информация ничем не подтверждена».
В Воронцовском дворце схожая ситуация, сообщила его главный хранитель Алина МАКАРОВА: «При содействии главы администрации президента России Серея Иванова, благодаря его поддержке и личным средствам, нашему дворцу были выделены деньги. Нам удалось заключить договор с научно-исследовательским реставрационным центром города Москвы и отреставрировать двух львов, которые находятся на южной террасе.
Деньги из федерального бюджета к нам даже не поступали. У нас есть проекты, прописана концепция по развитию музея-заповедника. Но трудностей много, те проектные договора, которые были оформлены ещё при Украине, необходимо полностью переделать. Думаю, что мы еще долго будем находиться на стадии проектирования».
Попытка выяснить в Минкультуры РФ, где дополнительные деньги, выделенные из федерального бюджета на развитие культуры и восстановление культурно-исторических памятников в Крыму, успехом не увенчалась. Елизавета Анисимова, пресс-секретарь министра культуры РФ, сообщила, что этим вопросом занимается Министерство экономики.
Отправленный туда запрос с целью получить подробный комментарий, остался без ответа. Журналист пытался связаться с Минкультуры Крыма, но все попытки были тщетны. Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, также решил воздержаться от публичных заявлений.
Один из авторов этих строк побывал в Крыму осенью. «Ласточкино гнездо», например, которому было выделено год назад 132 млн рублей, стояло как стоит — на подступах к нему «красуются» ржавые лестницы, обставленные антисанитарного вида мангалами. В Воронцовском дворце под картинами и скульптурами красуются таблички вроде «Хлопчик Фавн, що плаче» — ничего за два года не изменилось.
« ФСБшники станут опасными
Цветы у Кремлевской стены как повод для возмущения »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
x-files полишинеля