«Лебедь», «сова», «дельфин»: жизнь в самых строгих российских тюрьмах

Несколько дней назад многие СМИ написали, что из колонии «Черный дельфин» впервые совершен побег. В ФСИН новость опровергли: оказалось, что заключенный сбежал из колонии, расположенной рядом, так что счет «Дельфина» вновь обнулился.


РИА Новости узнали, как живут в тюрьмах, откуда невозможно сбежать, — в местах для пожизненно осужденных.

«Черный дельфин»


Фонтан «Черный дельфин» перед административным зданием колонии ИК-6 УФСИН России в городе Соль-Илецк Оренбургской области
«Черный дельфин» в Оренбургской области — одна из самых мифологизированных тюрем России. Слухов о ней ходит много, но сколько в них правды – неизвестно. Эта тюрьма считается одной из самых строгих в стране – здесь отбывают пожизненные сроки насильники, людоеды, убийцы. В камере содержатся по два-четыре человека, но есть и «одиночки». За осужденными ведется круглосуточное наблюдение: свет в камерах не выключается никогда, ведется видеосъемка, каждые 15 минут арестантов проверяют дежурные. Подъем у заключенных в шесть утра, отбой – 16 часов спустя. Они не имеют права в течение дня ложиться на койки. При выходе из камеры преступника сопровождает конвой из минимум трех человек и кинолога с собакой. При переходе в другой корпус ему надевают повязку на глаза, это делается для того, чтобы он не запомнил план тюрьмы. По неофициальным данным в колонии содержатся около 750 человек, количество персонала – 900 человек. Заключенные беспрекословно следуют ритуалам общения с надзирателями.


ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области
«Камеру к досмотру!» — звучит громовой голос дежурного. Все заключенные по очереди подбегают к решетке, отделяющей наружную дверь от «жилого помещения», и протягивают вытянутые за спиной руки. Всем по очереди надевают наручники. Звучит команда выйти из камеры. Четверо осужденных с закрытыми глазами выбегают в коридор и опять встают в «исходную». Всех тщательно обыскивают. Со стороны вся процедура выглядит ужасно и одновременно забавно: здоровые мужики, словно цирковые собачки, подчиняются командам офицера-«укротителя», — написали в 2002 году журналисты «Независимой газеты», побывавшие в тюрьме.
В тюрьме отбывают наказания пожизненно осужденный за терроризм (теракт на Черкизовском рынке) Олег Костарев, людоед Владимир Николаев, насильник и убийца Олег Рыльков и другие.

«Белый лебедь»

Колония «Белый лебедь» в городе Соликамск
Исправительная колония особого режима для пожизненно осужденных, известная как «Белый лебедь», находится в Соликамске. Это еще одна из самых строгих тюрем России. Происхождение неофициального названия до конца не ясно, но обыграно администрацией: во дворе тюрьмы стоят памятники белым лебедям и даже урны сделаны в форме этих птиц. В колонии отбывают сроки осужденные за особо тяжкие преступления: члены бандитских формирований, лидеры организованных преступных группировок, убийцы и насильники. В общей сложности в «Белом лебеде» сидят около 300 человек.
Камеры в тюрьме рассчитаны на одного-трех человек. Расселяют заключенных исходя из их психологической совместимости, это помогает избегать конфликтов. Контакты с внешним миром строго ограничены.
Зону охраняют более 50 собак. По периметру расположены камеры слежения. На территории колонии действует цех по производству мебели. Администрация также развивает сельское хозяйство и животноводство. Колония заготавливает для себя овощи, мясо и птицу. Однако тем, кто отбывает в тюрьме пожизненные сроки, работать запрещается, как и заочно обучаться в вузах.
Заключенные в колонии «Белый лебедь» в городе Соликамск
В «Белом лебеде» отбывают наказание серийный убийца Сергей Ряховский («Балашихинский потрошитель»), организатор банды, нападавшей на дальнобойщиков, Андрей Сохин, организатор убийства журналистки Анны Политковской Лом-Али Гайтукаев и другие.

«Полярная сова»

Исправительная колония особого режима для пожизненно осужденных, известная как «Полярная сова», находится в режимном поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа. Тюрьма расположена за северным полярным кругом. Сбежать отсюда можно только через кладбище. Как сообщает«Комсомольская правда», здесь находятся 330 пожизненно осужденных, на руках некоторых из них кровь 300 человек. Есть еще колония-поселение – в ней содержатся около ста заключенных.
Поселок Харп возник в 1961-м. В те годы здесь шло строительство Трансполярной магистрали, поэтому лагерь для заключенных предназначался для строителей железной дороги. Позже его переделали в колонию для особо опасных рецидивистов. По словам журналистов, постройки на зоне находятся в аварийном состоянии. Условия – суровые, как погодные, так и тюремные. Температура воздуха с октября по февраль в среднем составляет минус 40 градусов. Лето длится всего один месяц – июль. Среди заключенных – серийные убийцы, особо опасные государственные преступники, рецидивисты.
О нравах в «Полярной сове» известно мало, но об этой тюрьме ходят слухи как о самой жуткой в России. Несколько лет назад был осужден подполковник ФСИН Юрий Сандрыкин, работавший в здесь. По данным следствия, он избивал пожизненно заключенных, заставляя их давать признательные показания по громким делам. Одно время в Интернете ходило письмо некого арестанта, который рассказывал, как в «Полярной сове» пускают в ход резиновые дубинки за любую оплошность, натравливают на заключенных собак, а на обед выделяют не более пяти минут. Однако в тюрьме есть и «еврокамеры» для самых примерных – это уже информация журналистов.
Заключенные могут слушать радио, раз в неделю смотреть телевизор, читать в библиотеке. Самая популярная литература – религиозная, философская и приключенческая. Фильмы — патриотические и военные. Прогулки проходят не во внутреннем дворике, а в квадратном помещении без потолка. Одновременно наслаждаться свежим воздухом могут не более двух человек. Среди осужденных есть раскаявшиеся, но есть и те, кто до сих пор с ностальгией вспоминает об убийствах.
Александр Пичушкин
«Сложнее всего подобрать сокамерников убийцам и педофилам. Помимо московского „битцевского“ маньяка Александра Пичушкина сейчас в „Полярной сове“ отбывает наказание питерский маньяк Дмитрий Вороненко. Вообще Вороненко и Пичушкин хоть и признаны вменяемыми, говорят и ведут себя так, что очень быстро мне, их собеседнице, начинает казаться, что я схожу с ума. Они с утра до вечера предаются воспоминаниям о своих убийствах или рассказам о жутких фантазиях про новые зверства. Никто с ними в камерах не выдерживает больше двух-трех дней, а содержать их вместе опасно: поубивают друг друга», — написала журналист газеты«Комсомольская правда».
Помимо Пичушкина и Вороненко, в «Полярную сову» отбывать пожизненное был отправлен бывший майор милиции Денис Евсюков, который расстрелял людей в московском супермаркете.
« Генпрокуратура будет контролировать внеплановые...
Академики РАН поддержали лишение Мединского... »
  • +28

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+7
Зря отменили смертную казнь. И тем, кто не вписывается в законы общества, это был бы простой и лёгкий выход. И всем остальным мороки меньше. А сотрудники ФСИН нашли бы себе лучшее применение, например в охране объектов общественной собственности, или в полиции…