Как бытовой газ превращается в оружие массового поражения в России?

44 человеческих жизни за две недели — такова плата за использование бытового газа в многоквартирных домах. А за весь прошлый год дешевый, но опасный газ стал причиной гибели еще как минимум 67 человек…


После трагедий в Магнитогорске и Шахтах законодатели наконец-то осознали: проблему давно пора решать. Однако эксперты глубоко сомневаются в эффективности предлагаемых мер. Решения есть, но они стоят слишком дорого, чтобы их начали внедрять даже в крупных городах. А значит, новых катастроф не избежать.
Печальным символом ушедшего 2018 года стала катастрофа в Магнитогорске. Ранним утром 31 декабря страшный взрыв разрушил целый подъезд десятиэтажного дома № 164/2 по улице Карла Маркса. Погибли 39 человек, шестеро из них — дети. В первые часы после взрыва удалось спасти 18 человек. Еще шестерых, в том числе двоих детей, сотрудники МЧС спасли позже, разбирая завалы.
Новости с места катастрофы больше всего напоминали ситуацию со взрывами домов в 1999 году: рухнувший подъезд, колоссальные потери, сообщения о погибших каждый час…
Возможно, поэтому многие предпочли поверить, что люди погибли не от взрыва бытового газа, а стали жертвами террористов. То, что президент России уже к вечеру 31 декабря был в Магнитогорске, а следом за ним в город приехали и руководители силовых ведомств, дополнительно подтверждало догадки. Однако при разборе завалов следов взрывчатки не обнаружили, и Следственный комитет РФ официально опроверг версию с терактом. 18 января исламистский источник сообщил об ответственности ИГИЛ за взрыв в Магнитогорске. С его слов, боевики заложили взрывчатку в многоэтажку «между третьим и десятым этажом» и утром 31 декабря привели ее в действие.





Не успела страна прийти в себя после одной трагедии, как произошла другая. Утром 14 января новый взрыв прогремел в девятиэтажке в Ростовской области, в городе Шахты. На этот раз обрушились два верхних этажа во втором подъезде дома, были повреждены или разрушены 16 квартир. Пять человек погибли, семерых удалось спасти. Трагедия оборвала жизни целой семьи: матери, отца, их 23-летней дочери. Еще одной жертвой стала преподавательница местного колледжа, проработавшая в нем более 30 лет. Среди тех, кого сотрудникам МЧС удалось извлечь из-под завалов, оказалась двухлетняя девочка. Ее мать погибла, а чудом выживший отец раненой рукой передал ребенка спасателям.
На этот раз вину за катастрофу сразу не стали возлагать на террористов. «Единственная версия — это взрыв бытового газа», — твердо заявил губернатор Ростовской области Василий Голубев. А сотрудники МЧС, разбиравшие завалы, снова не обнаружили следов взрывчатых веществ. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что причиной взрыва в Шахтах стал самый обычный газ.

В «Газпроме», обслуживавшем дом, сообщили, что проверяли его в апреле-мае прошлого года и нарушений не выявили. Однако жители регулярно жаловались на запах газа, причем последняя жалоба на утечку поступала 10 декабря прошлого года, за месяц до ЧП.
Широкой общественности сложно поверить, что никаких терактов не было. Ведь взрыв бытового газа уносил так много человеческих жизней лишь один раз за современную историю страны — в 2004 году в Архангельске, когда погибло 58 человек. Тогда тоже выдвигалась версия с террористами, однако экспертиза пришла к выводу, что причиной катастрофы стал газ, а не взрывчатка.



Еще до того, как были озвучены предварительные результаты расследования ЧП в Магнитогорске и Шахтах, представители экспертного сообщества заявили: причины окажутся бытовыми. Они давно знают о том, во что отказывается поверить большинство россиян: за использование дешевого газа приходится регулярно платить человеческими жизнями. Специалисты подсчитали, что каждые 43 часа в России фиксируется несчастный случай, связанный с газом. «Мы ведем статистику и видим неуклонный рост таких происшествий», — еще в конце 2017 годаконстатировал президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко. Количество так называемых «хлопков бытового газа» в домах россиян давно превысило все мыслимые пределы.
Так, только за прошлый год газовое оборудование стало причиной как минимум 17 трагедий и унесло жизни 67 человек. Печальную статистику открыл Ростов-на-Дону. Ранним утром 17 января от хлопка газо-воздушной смеси начался пожар в десятиэтажном доме № 5/4 по улице Забайкальская. В огне погиб один человек — пенсионер, живший на пятом этаже. Накануне он пожаловался на сильный запах газа, старшая по подъезду вызвала аварийную бригаду. Газовики приехали и якобы устранили утечку, но не прошло и суток, как именно эта квартира стала эпицентром взрыва.


В тот же день, 17 января, взорвался бытовой газ на шестом этаже многоквартирного дома № 118 по улице Пушкинской в Ижевске. На кухне начался пожар, погибла 39-летняя женщина, мать четверых несовершеннолетних детей. Они не пострадали лишь потому, что трое из них во время взрыва были в школе, а один — в детском саду. После смерти матери дети остались полными сиротами, ведь отец семейства за год до новой трагедии погиб в автокатастрофе.
Как рассказал заместитель главы администрации города по ЖКХ Сергей Задорожный, последний раз проверка газа в доме, где произошел взрыв, проводилась в октябре 2015 года. С 1 января прошлого года вступило в силупостановление правительства, обязавшее проводить техническое обслуживание и проверять исправность внутриквартирного газового оборудования ежегодно, а не раз в три года, как раньше. Однако дом № 118 проверить не успели…
22 января из-за взрыва газового баллона начался пожар в частном двухэтажном доме в поселке Седельниково в Омской области. В доме жила благополучная семья, которая долгие годы брала на воспитание приемных детей. На момент трагедии их было семеро. Пятеро из них — сестры 6 и 10 лет, их 16-летний брат и также девочки 11 и 18 лет — погибли. Приемная мать получила ожоги, было поражено более 50% кожного покрова. Отец многодетной семьи такжебыл госпитализирован в тяжелом состоянии. Еще двое детей не пострадали лишь потому, что в момент взрыва их не было дома. «Это родственники мои, они брали детишек из неблагополучных семей, когда за них ни копейки еще им не давали… Это настоящая потрясающая семья, с большой любовью в сердце. Главное, что эти детки успели побыть любимыми!» — написала в соцсети после трагедии жительница Омска Ксения Буллер.


1 марта взрыв газа стал причиной пожара в пятиэтажном доме № 5 по улице Кирова в городе Раменское Московской области. Две женщины погибли, еще 11 человек были госпитализированы. Некоторые жители дома, спасая свою жизнь, вынуждены были выпрыгивать из окон горящей пятиэтажки. Как стало известно после ЧП, за несколько часов до него в доме отключали электроснабжение.


2 марта из-за утечки газа в резьбовом соединении тройника произошла трагедия в многоквартирном доме № 18 по улице Свободы в Таганроге. От отравления газом скончались молодая женщина и ее маленькая дочь.
10 марта взрывом бытового газа было разрушено несколько квартир в пятиэтажке Краснодара. Частично обрушились стены четвертого и пятого этажей, были повреждены лестничный марш и часть кровли. Пострадали семь человек, в том числе двое детей. Хозяин квартиры, где произошел взрыв, получил ожоги 90% тела и умер в больнице.


14 марта от отравления газом погибли шесть человек в жилом доме в поселке Красный Электрик Ногинского района Московской области. В квартире на первом этаже угорели 31-летняя женщина и трое ее детей — трех, пяти и десяти лет, а в квартире на втором этаже — пенсионерка и ее 55-летний сын.
17 марта года произошел взрыв газа в частном доме на улице Дружной в селе Герменчук в Шалинском районе Чечни. Обрушился потолок, начался пожар. В огне погиб ребенок, еще двое человек были госпитализированы.
В тот же день, 17 марта, из-за взрыва газа начался пожар в квартире на третьем этаже 9-этажного дома по улице 3-й Молодежной в Омске. Хозяйка квартиры, 46-летняя женщина, получила ожоги 85% тела и скончалась в больнице.

Вечером 20 марта газ взорвался в пятиэтажном доме № 6/1 по улице Свердлова в Мурманске. Взрыв был такой силы, что повылетали стекла в соседних домах. Обрушились третий, четвертый и пятый этажи пятиэтажки. Погибли три человека: один скончался на месте ЧП, еще двое — в больнице. Трое получили ранения.

9 июня взрыв раздался в квартире на втором этаже пятиэтажного дома в поселке Октябрьский в Ванинском районе Хабаровского края. Хозяин квартиры, пенсионер 1929 года рождения, погиб. Еще два человека были госпитализированы.



22 июня произошел взрыв газа на верхнем этаже пятиэтажного жилого доме № 71 по улице Никифорова в городе Заинске в Татарстане. Были повреждены квартиры на четвертом и пятом этажах, рухнула часть кровли. 10 человек, в том числе восьмилетняя девочка, были госпитализированы. Позднее двое пострадавших скончались от полученных травм.


24 июля разгерметизировался газовый баллон в частном доме № 46 по улице Ломоносова в Красном Селе в окрестностях Санкт-Петербурга. При взрыве погибли пенсионер 60 лет и десятилетняя девочка. Мать ребенка скончалась в больнице. Еще двое жильцов были госпитализированы в тяжелом состоянии.


20 сентября в поселке Улукулево в Кармаскалинском районе Башкирии из-за взрыва газовой колонки в одноэтажном четырехквартирном доме погибли двое пенсионеров. Еще два человека попали в больницу.

25 октября взрыв газа полностью разрушил трехэтажный жилой дом на Внутреннем проезде в Железнодорожном районе Самары. Погиб один человек.

6 ноября взорвался газовый баллон в новом многоэтажном доме по улице Шкурлова в поселке Пригорское под Смоленском. Пострадали три человека, один из них скончался в больнице от полученных травм.


28 ноября газ взорвался в 16-квартирном доме на территории военного городка в поселке Барсово в Киржачском районе Владимирской области. Под завалами погибла пенсионерка. Двое жильцов были госпитализированы с ожогами разной степени тяжести. Примечательно, что дом не был подключен к центральному газопроводу, а был оборудован газовым хранилищем. Несколько дней накануне ЧП газа в доме не было, и лишь 28 ноября хранилище снова заправили.

15 декабря в Вологде произошел взрыв газа в пятиэтажном доме № 74 «А» по улице Карла Маркса. Погибла женщина, еще семь человек серьезно пострадали.

Катастрофы происходят с пугающей регулярностью, и эксперты не первый год твердят, что меры нужно принимать незамедлительно. Однако понадобилось, чтобы погибли 39 человек в Магнитогорске и еще 5 — в Шахтах, чтобы российские власти наконец-то осознали: проблема есть, и ее надо как-то решать.
После взрыва в Ростовской области спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что необходимо провести серьезный анализ ситуации с бытовым газом в многоэтажных домах. «Это, к сожалению, случается с какой-то периодичностью, это очень тревожная ситуация», — глубокомысленно заметила Матвиенко. А потом поручила Комитету по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера подготовить свои предложения.

Валентина Матвиенко
Глава комитета Олег Мельниченко уже озвучил ряд инициатив. Прежде всего, он предложил оснастить газифицированные квартиры системой автоматического отключения газового оборудования при утечке или прочих нарушениях. Однако эксперты сразу усомнились в реальности этих планов, ведь стоимость установки одного электромагнитного клапана для предотвращения утечек составит не менее 15 тысяч рублей. В масштабах всей страны речь идет о колоссальной сумме, поскольку, по данным Росстата, сегодня в стране газифицировано около 70% жилищного фонда, порядка 44,15 млн квартир.
Где взять деньги на установку клапанов в каждой из них — огромный вопрос.
Кстати, депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга уже выходили с инициативой внести поправки в федеральное законодательство после того, как в марте прошлого года утечка газа из открытой конфорки и взрыв газового баллона привели к ЧС в двух многоквартирных домах. Петербургские парламентарии предложили внести поправки в технический регламент, обязывающий оборудовать газоанализаторами все жилые дома с газом в стране. Но Госдума в 2018 году отклонила инициативу, посчитав норму избыточной. После трагедии в Шахтах парламентарии изменили мнение. Заместитель председателя комитета Госдумы по ЖКХ Павел Качкаев заявил, что необходимо в обязательном порядке оборудовать все газовые плиты россиян устройствами, предотвращающими скопление несгоревшего газа. «На мой взгляд, это одна из главных мер безопасности», — подчеркнул парламентарий. Однако о том, что установка данных устройств будет бесплатна для всех миллионов газифицированных квартир, никто и речи не ведет. А значит, к реальности инициатива не имеет никакого отношения. Ведь газовые плиты по-прежнему принадлежат собственникам жилых помещений, и заставить их обновить коммунальную инфраструктуру за свой счет на практике невозможно.
Вторая мера, которую предложили законодатели, — ужесточение контроля за эксплуатацией газового оборудования. В частности, Мельниченко предложил передать все полномочия по обеспечению безопасности управляющим компаниям. А УК законодательно обеспечить возможность входить в квартиры, где есть угроза утечки газа. Прежде всего речь идет о жилье людей, ведущих асоциальный образ жизни, на которых сейчас пытаются возложить вину за все взрывы. Так, губернатор Пензенской области Иван Белозерцев прямо заявил: «Риски <утечки газа> возникают в тех случаях, когда в квартире проживает проблемная семья, в которой злоупотребляют спиртным. Если есть риски, ставьте вопрос об отключении газа». Однако анализ катастроф прошлого года убедительно доказывает: нельзя обвинить во всем безответственных жильцов. Всего в двух-трех взрывах виноваты сами погибшие, остальные стали жертвой чужой безалаберности и системных проблем с использованием бытового газа.
К тому же многие регионы уже ужесточили контроль за эксплуатацией газового оборудования, но не добились ощутимых результатов. Так, в мае прошлого года газовщики проверяли оборудование жилого дома в Магнитогорске, а апреле и мае осмотр проводился и в Шахтах. Тем не менее предотвратить трагедии не удалось. «Я полагаю, что в данных случаях специалисты просто поставили отметку о проведении проверки. Однако мы же не знаем, что было на самом деле. Вы можете посмотреть — практически в любом журнале, паспорте готовности будет отмечено галочкой, что проверка была. Однако когда вы спросите жильцов, как давно к ним приходили и проверяли, они скажут, что не видели никого по несколько лет», — так описывает реальное положение дел член Торгово-промышленной палаты России Константин Крохин.

Член Торгово-промышленной палаты России Константин Крохин
Поэтому эксперты уверены, что регулярные проверки не станут панацеей, проблема лежит глубже. По мнениюКрохина, в России в последние десятилетия полностью деградировала система газового надзора. Ее необходимо создавать фактически заново, с нуля. Комитет ЖКХ Торгово-промышленной палаты уже 10 лет проводит слушания со специалистами газовой отрасли. И на каждом совещании они заявляют, что система газового хозяйства России находится во взрывоопасном состоянии. Отсутствие системы контроля вкупе с использованием устаревшего оборудования и газовых сетей делает трагедии неизбежными. «У нас по статистике в год происходит около 20 аварийных ситуаций, связанных со взрывом бытового газа с тяжелыми последствиями. Это получается, что полтора-два раза в месяц в среднем по стране происходят подобные инциденты», — подчеркивает Крохин.
Но еще более глубокая проблема кроется в самой идее газификации многоэтажных домов. Это дешево, но опасно, поэтому благополучные страны уже отказываются от этой практики. «Если брать опыт Европы, вы увидите, что во многих странах до сих пор есть и газовое отопление, и газовый подогрев горячей воды. Но это приемлемо в домах малой этажности, и в тех регионах, где существует жесточайший надзор за использованием газовых приборов», —убежден Крохин. В России же пока запрещено газифицировать лишь дома выше 12 этажей.
О системной ошибке заявляет и преподаватель Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХ и ГС Сергей Белолипецкий: «Еще сорок лет назад стало ясно, что газификация несет за собой слишком высокие риски. Раз у нас с тех пор осталось такое большое количество квартир с газом, это в первую очередь говорит о том, что в стране нет развития жилой недвижимости». Эксперт напоминает, что еще с 70-х годов прошлого столетия перестали разрабатываться проекты, в которых предусмотрена газификация здания. Но, по мнению преподавателя РАНХ и ГС, полный отказ от газификации в России невозможен, поскольку такая мера потребует от властей миллиардных расходов. Решение есть, но оно обойдется слишком дорого. «Давайте прямо завтра запретим газовое оборудование без элементарной защиты, которая в других странах используется повсеместно. Но деньги на новое откуда-то нужно взять. Складывается впечатление, что заплатить по миллиону пострадавшей семье дешевле, чем внедрить современное оборудование», — резюмирует Белолипецкий.
« Дело студента из Барнаула об «экстремистских»...
Составлен портрет типичного российского... »
  • -3

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Как страшно… и что-то очень много у нас трагедий… да… очень неладно в нашем королевстве…
0
Наш зять, когда у него белка включает газ-он с дочерью разведён и в квартире не прописан-дочь его не пускает, соседи возмущаются, почему она его не пускает, я им объяснила-они говорят-это ваши проблему.
0
А бывший подруги, начитавшись про Магнитогорск, схватил детей, открыл духовку и башкой их туда… и орал, что ща спичку ещё поднесёт. Дело хорошо закончилось. Пенсионер-папа подруги, хоть и отхватил знатно от молодого, но дети не пострадали.
+1
Короче… Готовьте денежки…
+1
Нищета… убивает!
0
Виктор, свет Иваныч! Не в коня корм. Я-реально оценила Вашу работу по этой теме.
+2
В автоавариях и на самолетах гибнет людей в сотни и тысячи раз больше людей. Давайте запретим ездить и летать!
+2
идиотизм определять этажностью безопасность от возможности утечек газа. всё дело в ЖИТЕЛЯХ идиотов полно на любом этаже!
0
Да. Моё мнение по этому вопросу однозначно.
+5
Хорошо помню 60-70-е годы. Газ был повсюду, электроплит было мало, они в 80-х стали появляться. У всех были плиты, газовые колонки, во всех сталинках и хрущевках. Частный сектор АГВ отапливался. Никаких взрывов не было. И газовое оборудование было куда более примитивным. Значит, не в газе дело?
+1
А я очень хорошо помню свою газовую колонку и детей. Как вся страна (у кого колонки) не повзлетала… Впору в Богородицу поверить. У меня не раз рвало ТАК, что...:)) Теракт самое «оно».
+1
Отличный способ для теракта и самоубийства: включил запальник колонки и пустил газ на плите! Нищета не позволяет перейти на дома с горячей водой и электроплитами!
+1
Я газовую плиту на электро не променяю. Просто кто не алкаш и не придурок-вполне уживаются с газом.
0
  • avatar
  • sebyx
Электро- нормально. Жил с электро, сейчас с газом… Вспоминаю электрическую с сожалением… Когда приноровился к ней, — допускает сильно упростить жизнь… :)))
0
Ты не баба.:)) Газ-лучше. Электро круче если тока совсем навороченная.
0
  • avatar
  • sebyx
Не в том смысле. Когда приноровился, можешь выключать и уходить, она сама доварит… :)) Но это относится к обычным, а не к навороченным.
0
А газ, если каменная сковородка, то тоже «сама доварит». :)) А газ… опасно реально. Но до «взлёта дома» ни разу не доходило. У меня сын край без причёски оставался с этой колонкой чёртовой. :)) Поэтому когда читаешь все эти истории,,, мне странно. Очень странно.
+1
Возможны диверсии… а озлобленных на режим много
+1
У пенсионерок бывает склероз и они забывают поднести спичку.
0
Вот именно Генк! Вот именно. Гексагена не надо никакого. Это или маразм или ребёнок.
+2
в СССР была нормальная система! её развалили… и потребители нонешние тоже мудаки…