Когда «Денег нет», но «вы держитесь»: хищения при госзакупках составили более 150 млрд. рублей

По данным Минфина, цена прямых нарушений в сфере госзакупок в целом может достигать 153 миллиардов. В свою очередь, эксперты говорят, что общая сумма потерь еще больше, и значительно.


​Прямо злоупотребили

Нарушения 44-ФЗ о госзакупках по итогам 2018 года обошлись минимум в 153 млрд рублей, говорится в мониторинге Минфина со ссылкой на оценки Федерального казначейства. Речь идет в том числе о необоснованном завышении или занижении цены контракта либо неправильном способе ее определения, пишут сегодня «Известия» со ссылкой на пресс-службу ведомства. Всего органы власти заключили в прошлом году договоры с подрядчиками на 6,8 трлн рублей. На этом фоне сумма нарушений сравнительно невысока — чуть более 2%. Но в нее включены только прямые злоупотребления, допущенные госорганами. Такие как проведение необоснованных закупок, недостоверность отчетности, намеренный срыв контрактов.
Однако в реальности объем злоупотреблений намного выше — например, в случаях, когда все предусмотренные законодательством процедуры формально соблюдены, но на деле закупка проводится в интересах конкретных людей, а не государства, уверен глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
По оценкам его организации, в действительности скрытые нарушения составляют не менее 20% от всего объема госзаказа по 44-ФЗ, или около 1,3 трлн рублей. Схожей точки зрения придерживаются в Федеральном казначействе. Как рассказал изданию источник в ФК, по их оценкам, государство переплачивает по своим закупкам в среднем не менее 10–15%.


В пользу этой позиции косвенно свидетельствует несколько факторов. Так, 40% из опубликованных в единой информационной системе конкурсов (на сумму 3,4 трлн рублей) не были завершены из-за отсутствия конкуренции, следует из мониторинга Минфина.
В частности, речь идет о случаях, когда непосредственно до участия в них был допущен только один потенциальный исполнитель. По законодательству такая закупка может быть признана не состоявшейся, если заказчик не обоснует целесообразность заключения договора с конкретным подрядчиком.
Более 60% контрактов (4,2 трлн рублей) было заключено с единственным поставщиком.
Другой фактор, подтверждающий оценки Кирилла Кабанова, — это масса нарушений при отборе подрядчика. Так, в результате проверок почти 27 тыс. конкурсных процедур Федеральной антимонопольной службой выяснилось, что 30% из них проводятся с ограничением конкуренции, сказано в документе Минфина.
«Известия» обратились в Казначейство и ФАС с просьбой уточнить, какие злоупотребления стали в прошлом году крупнейшими. На момент публикации госструктуры на вопросы не ответили.

Только для своих

На несовершенство процедур госзакупок неоднократно указывали в правительстве. Например, замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявляла о необходимости разработки четких правил формирования госконтрактов, в первую очередь их цены.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин ранее говорил, что госзакупки — это одна из основных «болевых точек» страны в части коррупции. Завышение цены контрактов — результат проблем формирования госзаказа на всех его стадиях — начиная с обоснования закупки.


Проблема ограниченной конкуренции — ключевая в сфере госзаказа, уверены эксперты. В действующем законодательстве слишком много лазеек для того, чтобы не допустить до участия в конкурсе рыночных игроков, считает эксперт РАНХиГС Сергей Белев.
Например, множество конкурсов публикуется в конце года, так что у потенциальных претендентов на заказ остается слишком мало времени на подготовку. Кроме того, во многих тендерах заявки поступают от аффилированных между собой компаний. Это создает видимость конкуренции и позволяет формально соблюсти требования к процедуре госзакупки, однако в действительности вне зависимости от того, кто выиграет конкурс, выгоду получит одна и та же сторона, говорит Сергей Белев.
В Минфине полагают, что необходимо упрощать закупочные процедуры, следует из документа ведомства. Например, дать заказчикам возможность рассматривать в качестве потенциальных исполнителей не только те компании, чьи заявки были допущены до конкурса, но весь спектр организаций, производящих соответствующую продукцию или услуги. Это позволит решить проблему с несостоявшимися конкурсами.
Усовершенствовать систему госзакупок можно, только повысив конкуренцию за заказ, уверен директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Для этого необходимо максимально обобщать требования к исполнителю, чтобы в конкурсе могло принять участие как можно больше претендентов. Кроме того, необходимо отказываться от практики заключения контракта с единственным поставщиком.
По мнению Сергея Белева, проблему может решить ужесточение санкций за несоблюдение действующего законодательства. Например, сейчас заказчики предварительно должны публиковать график размещения закупок и строго ему следовать, определять потребности в товарах и услугах на основе нормативов. Однако на практике эти требования не соблюдаются.
Чтобы улучшить ситуацию с госзаказом, за нарушение этих предписаний должен быть предусмотрен существенный штраф.
« За изготовление фальшивых документов в Москве...
Администрация «Шереметьево» потребовала... »
  • -9

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Не нужны конкурсы и тендеры. верните госплан и точка. и его обязанность каждое предприятие обеспечить планом -заказом. И для каждого предприятия правильно обеспечить производство поставку необходимого ему сырья и оборудования. Пи чем по фиксированным ценам
0
Что можно сказать правительства России что могут сказать мента ри Ю когда пью же дневная в России воруют 1.000.000.000 руб. и никто их не возвращают и никто их не контролирует и если даже ловят преступника тут уже отпускают с его деньгами Сиваев богатствами и отыгрываясь на обычных простых людях России когда же это закончится когда правительство начнёт правильно принимать меры против воровства ограбивший когда силовики начинают защищать простых российских людей когда все богатства которые находятся в России морские ископаемые леса
+2
Нам тоже надо видать какого нибудь комика на место президента поставить, может толку больше будет
+4
Нужно не «ужесточать санкции», а упрощать процедуру. Сейчас, чтобы участвовать в аукционе необходимо, в частности, открыть спецсчет в определенном государством банке, купить электронную подпись, если выиграл, внести залог, зарегистрироваться на Портале исполнения контрактов" (ПИК) и ежемесячно регистрировать там липовые акты выполненных работ, если это услуги. При этом, стоимость контракта 5 тыс. рублей. На кой черт сдался этот геморрой, чтобы заработать 1-2 т.р. за год? А крупный контракт выиграть нереально. Их прибирают к рукам родственные чиновникам компании. Остальные потихоньку разоряются.
0
Этот идиотизм с тендерами, уже переходит всякие границы. Например, стали проводить тендеры по аренде. Особенно «весело» стало тем, кто уже снимает и вдруг «Бац!»-тендер. А арендодатели берут залог до 30% годовой арендной платы. Плюс прочие «прелести», связанные с тендерами, как таковыми. Вот так и выживается и гробится малый и средний бизнес. Не знаю как у вас, а у нас «Да здравствует складской комплекс Москва!»
+4
Для того и придумали госзакупки, чтоб деньги разворовывать.
+1
Да, конечно больше! Но мне обидней, именно что расходуются на проекты типа «Выскажи мнение о работе правительства».
+3
Воруют миллиардами и не боятся. Нет чтобы украсть мешок картошки, так нет боятся что посадят лет на 5.
+7
Мне прислали с Ютуба передачу с Владимиром Миловым " Где деньги"? и я узнала, что денег в стране очень много.Просто расходуются они не надлежащим образом, попросту — разбазариваются.