Экс-оперативник сколотил банду киллеров, которые убивали бизнесменов и взрывали полицейских

Саратовский областной суд вынес приговор по громкому делу банды киллеров, в которую входили сотрудники местного охранного предприятия. Ее создал бывший оперативник уголовного розыска Роман Силенко, а позже к нему присоединился отставной сотрудник ФСИН, ветеран боевых действий в Чечне Алексей Клусов.
Вскоре охранники нашли более прибыльное занятие — начали убивать бизнесменов. Причем, по версии следствия, бандиты умудрялись заработать не только на заказных убийствах, но и на родственниках своих жертв.

«Он чуть не заикался от страха»

54-летний Роман Силенко служил в начале 2000-х оперуполномоченным уголовного розыска. Потом из милиции он уволился, почему — точно неизвестно. Возможно, из-за начавшейся в те годы борьбы с «оборотнями в погонах» в рядах МВД. Так или иначе, в 2005 году Силенко ушел в охранный бизнес — типичный выбор бывших силовиков: создал частное охранное предприятие (ЧОП). В 2011 году к нему на работу устроился Алексей Клусов, ветеран боевых действий в Чечне, пенсионер пенитенциарной системы, отработавший в конвойном отделе тюрьмы Нижнего Новгорода около десяти лет. Бывшие силовики сдружились, при этом Клусов беспрекословно подчинялся Силенко как своему шефу и выполнял все его приказы.
— Силенко был сильно психованный, по виду худой высокий дрыщ, а Клусов — огромный, — рассказывает адвокат Клусова Иван Найденов. — Но, судя по их телефонным разговорам, Клусов с ним чуть ли не заикался от страха. Он его реально боялся, но причину такого страха перед начальником так и не раскрыл. Видимо, так Силенко поставил себя с ним.
Между тем охранное предприятие Силенко стало оказывать силовую поддержку местной компании, которая занималась оптовой продажей арматуры.

«Верни долг, бойся»

Однажды в 2014 году Силенко сказал Клусову, что нужно наказать одного человека. В тот момент они были одни в офисе ЧОПа. Посовещавшись, сообщники решили поджечь ночью внедорожник Lexus RX450H, припаркованный возле дома жертвы. В ночь на 26 июня 2014 года на своей машине Honda Pilot Силенко привез Клусова на пересечение улиц Большая Горная и Чапаева в Саратове и там передал подельнику сумку, в которой лежало самодельное поджигающее устройство (СПУ) с таймером. Силенко сказал, что сам изготовил его, и объяснил Клусову, куда это устройство надо подложить.
Клусов отправился к Lexus, разместил СПУ под передним бампером машины, включил тумблер, а затем вернулся в машину сообщника. Они проехали на возвышенность в районе аэропорта Саратова, откуда им был виден двор с автомобилем Lexus. Заметив огонь, сообщники поняли, что устройство сработало. Вместе с Lexus сгорела припаркованная рядом Toyota Corolla. А восемь месяцев спустя, 8 февраля 2015 года, в Саратове сгорела еще одна машина — Toyota Auris.


Алексей Клусов
Она принадлежала бизнесмену Андрусенко — директору фирмы «Металлоиндустрия», которая приобретала продукцию у находящейся под охраной ЧОП Силенко компании. В 2012 году компания-покупатель задолжала продавцу 50 тысяч рублей и не выплатила долг вплоть до лета 2014 года, тогда с Андрусенко встретился Алексей Клусов и напомнил о долге безо всяких угроз. Как следует из показаний бизнесмена, до ноября того же года он успел вернуть 20 тысяч рублей. А потом Андрусенко нашел записку в двери своей квартиры: «Верни долг, бойся». Через некоторое время после этого сгорела его Toyota Auris.
Уже на следствии в этом преступлении признается Алексей Клусов: он расскажет, что, как и в первый раз, устроил поджог по приказу босса Силенко. При этом поджигатель вновь использовал СПУ с таймером. По словам адвоката Ивана Найденова, это была обычная практика для ЧОПа Силенко, который наказывал должников и заставлял их платить.

«Я поднял пистолет и выстрелил в голову»

В конце 2015 года ЧОП Силенко вышел на новый уровень преступлений: его жертвой стал 31-летний саратовский предприниматель Максим Стадник — сын бывшего главы украинского филиала нефтяной компании «Лукойл» Николая Стадника. По официальной версии, именно богатства Стадника-старшего навели Силенко и Клусова на мысль об убийстве его сына. Сообщники планировали после расправы обмануть отца убитого и выманить у него деньги — якобы за информацию о киллерах.
К подготовке убийства бизнесмена Силенко привлек свою любовницу Юлию Быстрову: ее квартиру сообщники стали использовать как убежище. В сентябре 2015 года Силенко показал Клусову автомобиль Toyota, на котором ездил Стадник, и дом, где он жил. Вместе они разработали план убийства. Несколько раз киллер Клусов поджидал Стадника у дома, но не осмеливался стрелять — мешали случайные свидетели. Очередную попытку назначили на 12 декабря 2015 года.


Юлия Быстрова
Из материалов уголовного дела — показания обвиняемого Клусова:
«В квартире Быстровой я оставил одежду, в которую после совершения преступления намеревался переодеться. Там же Силенко передал мне снаряженный патронами револьвер. Примерно в 20:30 Силенко на своем автомобиле Mercedes привез меня в поселок Юбилейный города Саратова, где я вышел на остановке общественного транспорта у рынка и направился к дому Стадника, стал поджидать его неподалеку от дома, держа револьвер в кармане своей куртки.
Одет я был в черную куртку, красную толстовку с капюшоном, джинсы, а также черные туфли. В период времени с 21:00 до 22:00 Стадник подъехал к дому на своем автомобиле. Я надел на руки перчатки и медицинскую маску на лицо, а на голову надел капюшон. Когда Стадник подошел к подъезду, я приблизился к нему справа, приведя в боевое состояние оружие. Я поздоровался с ним, он повернулся ко мне, я поднял пистолет и произвел выстрел в область головы, он упал назад».
Клусов через гаражи вышел к дороге, где его поджидал Силенко на Mercedes. В салоне автомобиля он вернул сообщнику револьвер, а тот отвез его к Быстровой, где Клусов заночевал. Максим Стадник с тяжелым ранением головы был госпитализирован, но через месяц скончался в больнице. В феврале 2016 года отец погибшего Николай Стадник получил СМС с неизвестного номера, в котором ему предложили за пять миллионов рублей купить информацию об убийцах сына. До мая он вел переписку с анонимами, но затем прекратил общение, поняв, что это мошенники, которые «играют на его отцовских чувствах».Клусов же заявил следователям, что убийство Стадника было заказным.
— Силенко проболтался ему [Клусову], что поступил заказ, — говорит адвокат Иван Найденов. — Клусов называл имя заказчика, его даже задерживали, но отпустили, не найдя доказательств. Оплата за убийство была квадратными метрами в строящемся доме.

Угон с расстрелом

Летом 2016 года банде понадобился автомобиль для очередного преступления. Угнать его сообщники решили в гаражном кооперативе «Лесной», причем к делу Роман Силенко решил подключить своего сына, 29-летнего Михаила. Они, чередуясь с Клусовым, несколько раз по ночам приезжали в «Лесной» на квадроцикле, чтобы разведать обстановку. Однажды их заметил владелец одного из гаражей, 35-летний байкер Дмитрий Тарасов. Он «высказал недовольство» в адрес подозрительных мужчин, пригрозив вызвать полицию, и тогда Силенко решил угнать именно его автомобиль — Fiat Punto. Сам Тарасов работал механиком в дилерском центре и допоздна задерживался в своем гараже, где ремонтировал мотоциклы.
21 июля 2016 года Клусов встретился с отцом и сыном Силенко в их гараже. С ними была и Юлия Быстрова. Мужчины переоделись во все черное и, прихватив маски, выдвинулись в «Лесное», оставив сообщницу в гараже. Прибыв на место, младший Силенко занял в лесу наблюдательный пост, чтобы следить за обстановкой, а его отец с Клусовым, вооруженные охотничьими ружьями, пошли в гараж Тарасова, где его хозяин находился вместе с женой, 33-летней Еленой. На часах была почти полночь.


Роман Силенко
Когда бандиты вошли в гараж, Силенко потребовал от Тарасова передать ему ключи от его машины, но тот отказал. Тогда Силенко стал вести отсчет — и на счет три открыл огонь по байкеру, а Клусов — по его жене. После нескольких выстрелов супруги все еще были живы, и тогда убийцы добили их контрольными выстрелами в голову. Как рассказал в своих показаниях Клусов, они с Силенко решили не забирать машину убитых — испугались, что их застанут на месте преступления.
Собрав в спешке отстрелянные гильзы, они скрылись, прихватив по дороге Силенко-младшего. Через несколько дней Силенко-старший сообщил Клусову адрес сестры убитого байкера и передал ему флешку с посланием, которую киллер оставил под дверью ее квартиры. В этих сообщениях предлагалась информация об убийцах Тарасовых за один миллион рублей. Потом Силенко и Клусов писали сестре байкера СМС-сообщения аналогичного содержания, но через некоторое время перестали— Силенко был вспыльчив, как маньяк, — говорит адвокат Иван Найденов. — Какая-то, видимо, личная неприязнь у него была к ним [супругам Тарасовым]. Клусов говорил, что Силенко первым начал стрелять, изначально у них не было умысла убивать байкеров. Они [погибшие] небогатые были, чтобы потом с их родственников требовать деньги.

«Банда получала заказы на убийства»

Следующей жертвой охранников-убийц стал 55-летний директор строительной компании Джейхун Джафаров. По словам Алексея Клусова, его босс Силенко предложил ему совершить убийство Джафарова примерно в августе 2017 года ради привычной схемы. Бандиты хотели получить от наследников погибшего два миллиона рублей за информацию о киллерах. Естественно, Силенко не собирался раскрывать себя и сообщников: он планировал выдать ложные сведения.
24 октября 2017 года Клусов получил от своего начальника револьвер и патроны, а затем поехал к дому Джафарова на Зоологической улице Саратова. Силенко-младший к тому моменту уже следил за бизнесменом и, когда Джафаров подъезжал к дому, предупредил об этом киллера звонком на сотовый телефон. «Я подошел, окликнул его [Джафарова], он повернулся ко мне, я поднял пистолет, произвел выстрел в район груди, он развернулся, побежал в сторону вниз по улице, я произвел ему вдогонку еще несколько выстрелов», — позже расскажет Клусов на следственном эксперименте. Застрелив жертву, он скрылся.
Через некоторое время сообщники отправили СМС-сообщения родственникам Джафарова с предложением продать информацию об убийцах. Близкие бизнесмена сообщили об этом в правоохранительные органы, и дальнейшая переписка велась уже под контролем оперативников. После долгих переговоров семья Джафарова договорилась встретиться с информаторами 21 марта 2018 года неподалеку от села Красный Яр в Энгельсском районе Саратовской области для передачи денег. Но бандиты решили устроить там западню.
Из материалов уголовного дела — показания обвиняемого Клусова:
«В ходе СМС-переписки мы сообщили о месте, где будет ноутбук для трансляции информации. На этом месте я и Силенко установили взрывное устройство для того, чтобы от его взрыва прибывшие на это место лица получили телесные повреждения, и мы беспрепятственно завладели находящимися при них денежными средствами в сумме двух миллионов рублей. После установки взрывного устройства мы уехали в дом Силенко, расположенный в селе Красная Поляна, и стали ожидать приезда родственников или друзей Джафарова на место, где было установлено [самодельное] взрывное устройство».
Вместо родственников бизнесмена на встречу с бандитами приехали сотрудники полиции и Росгвардии. Когда силовики подошли к ноутбуку, раздался взрыв — сработало СВУ мощностью 600-700 граммов в тротиловом эквиваленте. В итоге ранения получили двое сотрудников правоохранительных органов. Вскоре после этого Клусов и Силенко отправились на место взрыва, ожидая увидеть там погибших родственников Джафарова, но бандитов задержали прямо на дороге. На тот момент оперативники уже знали, кого они ищут: сообщников вычислили через телефоны, с которых Клусов и Силенко писали близким Джафарова.

Бомба для коммерсанта

В доме Силенко оперативники изъяли 18 единиц огнестрельного и травматического оружия, большое количество боеприпасов, взрывчатки и пороха. В его гараже хранились автомобили Honda, Mercedes и Lada, снегоход, квадроцикл, мотоцикл марки Stels и велосипеды, которые использовались при совершении преступлений.
Клусов сразу после задержания стал сотрудничать со следствием и рассказал о других преступлениях банды. В частности, летом 2016 года Силенко и Клусов оказались в жилом поселке у родника в Ленинском районе Саратова. Там начальник предложил Клусову убить кого-то из местных жителей, выбрав дом побогаче. Целью преступления в очередной раз должно было стать получение с родственников жертвы денег за ложную информацию об убийцах.
Выбор бандитов пал на частного предпринимателя Габибулаха Салихова или его сына. Клусов по указанию босса примерно месяц следил за ними из близлежащего леса, откуда дом коммерсанта хорошо просматривался. Киллер установил, что хозяин ежедневно ходит гулять с собакой, иногда на прогулку с питомцем отправляется сын Салихова. Силенко решил подложить СВУ на обычном пути прогулок Салиховых, причем бомба активировалась вручнуюСиленко изготовил СВУ и заложил его в нужном месте, а провода от бомбы протянул примерно на 200 метров в сторону леса. На конце проводов находился тумблер. С октября по ноябрь 2016 года Клусов с Силенко наблюдали за домом Салихова, чтобы улучить момент и взорвать бомбу. При этом Силенко караулил жертву с возвышенности, а его сообщник находился у тумблера взрывного устройства. В один из дней Силенко по рации сообщил Клусову, что Салихов идет и пора активировать СВУ.
«Однажды, когда была возможность активировать взрывное устройство после команды Силенко, я включил тумблер, но устройство не сработало, а в дальнейшем возможности не представлялись. Старший хозяин дома куда-то уехал и долго не появлялся, а его сын с собакой так далеко не ходил гулять. Было решено временно оставить взрывное устройство на месте, и оно там находилось до февраля 2017 года», — рассказал Клусов на следственном эксперименте. Киллер также сообщил о ложном угоне автомобиля УАЗ с финансовыми документами компании: партнеры попросили Силенко помочь с «исчезновением» важных бумаг, а тот дал указание подчиненному инсценировать преступление.

«Пообещали золотые горы и кинули»

После задержания Роман Силенко сознался как минимум в трех заказных убийствах, но позже отказался от своих слов и заявил, что дал показания под давлением. Его нашли мертвым в камере СИЗО в ночь на 6 апреля — он умер от потери крови. Следствие установило, что Силенко совершил суицид, использовав металлическую застежку спортивной куртки.
При нем нашли предсмертную записку, в которой арестант винил во всех преступлениях Клусова. Дело в отношении Силенко прекратили в связи со смертью обвиняемого. 26 декабря 2019 года коллегия присяжных признала виновными в убийствах и покушениях сына погибшего фигуранта Михаила Силенко, любовницу главаря Юлию Быстрову и Алексея Клусова.
На основании обвинительного вердикта 21 января 2020 года Саратовский областной суд приговорил их к 19, 16 годам и пожизненному лишению свободы соответственно.
— На процессе Клусов отказался от последнего слова, отметив, что уже и так наговорил на пожизненное, — отмечает его адвокат Иван Найденов. — Во время следствия он сразу же начал давать показания и сообщил о том, о чем следователи даже не знали: о поджогах автомобилей, ложном угоне и покушении на Салихова. Об этом бы никогда в жизни не узнали. Ему, наверное, наобещали золотых гор — а потом кинули. Мой подзащитный — не маньяк, он не пошел бы убивать просто так, ради удовольствия.
Он [Клусов] говорил, что Силенко пригрозил его семье, если он не будет выполнять его указания. Клусов даже заявлял, что если бы их не задержали, то он сам бы придушил компаньона или в прорубь скинул бы, потому что его допекло. Они получали заказы на убийства, хотя эту версию так и не доказали. Например, Стадника убили из-за передела собственности на землю в центре города. По остальным убийствам Клусов просто получал указания от Силенко, который на этих заказных убийствах неплохие деньги поднял, а Клусов, ветеран Чечни, убивал за зарплату охранника.
« Россиян начнут штрафовать за развлечения на пляже
ФСБ задержала подростков, готовивших теракт в... »
  • +3

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
  • avatar
  • sebyx
значит был востребован…