Кто и как нажился на бюджетах «Российской электронной школы»

Из-за эпидемии коронавируса школьники в России были переведены на дистанционное обучение. Родители учеников жалуются на качество работы государственного образовательного онлайн-сервиса «Российская электронная школа». Сайт работает с трудом, очень часто вылетает, да и в заданиях много ошибок.

Кто и как нажился на бюджетах «Российской электронной школы»

Оказалось, что к компании, которая создавала сайт, вопросы возникали с 2014 года — её обвиняли в отмывании бюджетных денег.Сервисов для онлайн-обучения создано более 20, но государственных только два — «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Московская электронная школа». Доступ ко второму сервису есть только у учащихся столицы. Министерство просвещения рекомендует школьникам пользоваться РЭШ, поскольку это один из ключевых ресурсов национального проекта «Образование» и в нём есть весь школьный курс с 1-го класса по 11-й.

— Мы пользовались «Электронной школой» ещё до карантина, чтобы подтянуть знания по математике. Неоднократно происходило такое, что сервис не принимал наш ответ по задачам, хотя ответ был верным. Но в самом сервисе была ошибка. Родители одноклассников жаловались, что подобные проблемы возникают и по английскому языку, и по истории, и по биологии, — рассказала мама школьника из Челябинска Юлия.

С 23 марта во всех российских школах был объявлен карантин. Уроки проводились через Skype и Zoom, задания школьники выполняли либо с экранов компьютеров, либо с помощью онлайн-сервисов. Но, как только тысячи учеников попытались освоить школьную программу через «Российскую электронную школу», сервис перестал работать.

Кто и как нажился на бюджетах «Российской электронной школы»

— Сайт, как говорится, просто «упал». Ни 3, ни 6 апреля мы не смогли зайти на платформу. 7-го числа с горем пополам прогрузили занятия по русскому языку, но ответить на тесты не получилось — сайт выдал ошибку и перестал работать опять. Другие родители говорят, что после 10 утра и до 9 вечера нет смысла даже пытаться зайти на сайт «Российской электронной школы», он просто недоступен, — рассказала Лайфу мама пятиклассницы из Новосибирска Анна.

Лайф направил запрос в Министерство просвещения по поводу оценки чиновниками работы сервиса. На создание РЭШ в 2016–2018 годах было выделено 1,7 миллиарда рублей.

Кто и как нажился на бюджетах «Российской электронной школы»

Рабочая схема

Сервис «Российская электронная школа» разрабатывал научно-исследовательский институт «Информика», подведомственный Министерству образования и науки. Институт был создан в 1999 году.

До апреля 2013 года «Информику» возглавлял бывший министр общего и профессионального образования России Александр Тихонов. Но в 2013 году на его место министром образования Дмитрием Ливановым был поставлен бывший директор по продажам компании Xerox Кирилл Казаков. В том же году НИИ «Информика» учредил дочернее малое инновационное предприятие «Информика-сервис».

Кто и как нажился на бюджетах «Российской электронной школы»

Кирилл Казаков

В 2014 году соучредителем «дочки» стал бывший руководитель коммерческих проектов компании Xerox (СНГ) Виталий Яроцкий. В СМИ появляется информация, что «Информика-сервис» рассылает в университеты письма, в которых предлагает заняться IT-проектами образовательных учреждений и стать основным поставщиком услуг по созданию технической лабораторной инфраструктуры, а результаты проекта обещает быстро согласовать с Минобрнауки.

Кто и как нажился на бюджетах «Российской электронной школы»Письмо от компании «Информика-сервис» в вузы

В тексте также указывалось, что на развитие инновационной инфраструктуры бюджетным учреждениям в 2012–2013 годах выделено по три миллиарда рублей, а в 2014-м — четыре миллиарда. Письмо рассылалось с «шапкой» министерства и ГНИИ «Информика». Почему государственная компания «Информика» и Минобрнауки лоббируют интересы «Информика-сервис», представители организаций не объясняли.

При этом, когда СМИ обратили внимание на эту историю, страницы с сайта «Информика-сервис», на которых указывался адрес и телефон компании, совпадавший с контактами НИИ, были удалены. В веб-архиве сохранились страницы за 2015 год, где Виталий Яроцкий и Кирилл Казаков, после того как скандал утих, смело рассказывают о продуктивном сотрудничестве. Малое инновационное предприятие «Информика-сервис», по данным «Спарк-Интерфакс», на 52% принадлежит Виталию Яроцкому, а на 48% — НИИ «Информика».

Деньги по связям

В 2014 году «Информика-сервис» выигрывает контракт у Министерства культуры РФ на создание системы полнотекстовой электронной библиотеки в Калининграде и интеграцию с Национальной электронной библиотекой.

Спустя шесть лет после подписания договора на официальном сайте библиотеки Калининграда можно найти вкладку «Электронная библиотека». Но она ведёт не на полнотекстовый архив, а на статьи о Восточно-Прусской операции, архив городских газет и издания самой библиотеки. Этот сайт был создан в 2009 году компанией Xerox. Возможно, что система создана в 2014 году предприятием «Информика-сервис» для внутреннего пользования библиотекарей, на её разработку и интеграцию было выделено 7 миллионов 968 тысяч рублей.

Кто и как нажился на бюджетах «Российской электронной школы»Сайт электронной библиотеки Калининграда

В тот же год компания Яроцкого заключает контракт с Музеем Мирового океана на установку системы печати Xerox C75 Pro за почти 5,5 миллиона рублей. Для сравнения: в тот же год тендер на установку Xerox C75 Pro проводило несколько университетов, которым эта же система была установлена за 1,7 или 2,5 миллиона рублей.

В 2016 году заключается контракт с Рособрнадзором на 13 миллионов 860 тысяч рублей для создания модели многоступенчатого анализа качества математического образования. На что конкретно были потрачены деньги — непонятно. Лайф направил запрос в Рособрнадзор с просьбой разъяснить данную закупку.

Кто и как нажился на бюджетах «Российской электронной школы»

Виталий Яроцкий

С 2014 по 2017 год компания «Информика-сервис» выиграла 14 контрактов у НИИ «Информика» на общую сумму более 283 миллионов рублей. На создание РЭШ в 2015 году «Информика-сервис» выиграла контракт в 120 миллионов рублей. И ещё более 24 миллионов было получено на РЭШ в 2016 году. Главой конкурсной комиссии выступал замдиректора НИИ «Информика» Юрий Ижванов, сын учёного, ветерана атомной отрасли, фронтовика Льва Ижванова. В октябре 2016 года он зачем-то регистрирует ИП, а в декабре того же года закрывает его. Возможно, ИП регистрировалось для перевода доли от контрактных средств, но доподлинно это неизвестно. При этом в 2015–2016 годах на управленческие расходы, то есть на зарплаты, «Информика-сервис» тратила 21 и 22 миллиона.

Председатель Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов направлял обращение на имя генпрокурора Юрия Чайки с просьбой проверить законность контрактов двух «Информик». Бурматов также отмечал, что в данной схеме может быть замешан министр Дмитрий Ливанов, который ранее был ректором МИСиС и сотрудничал с компанией Xerox (СНГ), осуществлявшей в адрес вуза крупные поставки оборудования и программного обеспечения.

Помимо МИП «Информика-сервис» было зарегистрировано ещё несколько организаций, косвенно связанных с Виталием Яроцким и образованием. Появилась компания «Оптимум», где соучредителем выступала Светлана Коровина. Позже она сменила фамилию и стала Светланой Васечкиной. У неё было право действовать от имени компании «Эко-доминанта» без доверенности. И именно эта компания получила от Минобранауки контракт на 71 миллион 700 тысяч рублей на то, чтобы выявить лучшие практики и проекты в федеральной программе развития образования на 2011–2015 годы. А в 2017 году «Эко-доминанта» меняет учредителя: им становится компания «Эйша Юнитрейд Лимитед», зарегистрированная в Гонконге. В 2019 году компания ликвидирована.

Неполная коробка из-под Xerox

В 2017 году Кирилл Казаков ушёл с должности руководителя НИИ «Информика». На его место был назначен Денис Боков. В конце того же года Минобрнауки опубликовало приказ, согласно которому институт из самостоятельной структуры стал частью Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В августе 2018 года в ЕГРЮЛ были внесены сведения, согласно которым «Информика» является правопредшественником Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий (ФГАОУ ДПО ЦРГОП И ИТ). Именно центр сейчас отвечает за работу «Российской электронной школы», но, по сути, является реорганизованным НИИ «Информика».

Кто и как нажился на бюджетах «Российской электронной школы»Заблокированные счета компании «Информика-сервис»

Компания Виталия Яроцкого «Информика-сервис» сейчас находится в стадии ликвидации. 4 марта 2020 года было принято решение о предстоящем исключении организации из реестра юрлиц. Но 17 и 26 марта в Арбитражном суде Москвы рассматривались два иска компании «Информика-сервис» к ФГАОУ ДПО ЦРГОП И ИТ — современному НИИ «Информика»: на 932 тысячи и 12 миллионов 977 тысяч рублей.

Чем сейчас занимаются Кирилл Казаков и Виталий Яроцкий, неизвестно. Яроцкий отказался от комментариев Лайфу. Официально он зарегистрирован в Ленинградской области как индивидуальный предприниматель, но, судя по соцсетям, живёт в Москве.

Как долго продлится эпидемия коронавируса, которая вынуждает детей учиться дистанционно через нестабильно работающую «Российскую электронную школу», неизвестно. И пока ученики пытаются получать образование через неработающий сервис, опытные люди, вероятно, уже получили через него свои деньги ещё на стадии идеи.

Оставить комментарий

Последние комментарии

glavУХ

Да ко всем электронным сервисам есть вопросы! Только это самая трудноконтролируемая область, в плане затрат.

Закон и Порядок. Остановим беззаконие!.
2015 — 2024