Банда уголовников держала в страхе целую воинскую часть на Алтае

Алтайский краевой суд вынес приговор по делу банды криминального авторитета Олега Пигарева по кличке Пигарь, который считался смотрящим от воров в законе за небольшим городом Алейском. Два года уголовники держали в страхе обитателей городка, собирая с них дань.


Но самое удивительное в деле пигаревских бандитов — то, что их жертвами чаще всего становились солдаты и офицеры из местной военной части. Почему бойцы гвардейской мотострелковой бригады, прославившейся в годы Великой Отечественной войны, не смогли дать отпор банде уголовников?
Алейск — небольшой город на Алтае, на берегу реки Алей, в 130 километрах к юго-западу от Барнаула, примерно на полпути к границе с Казахстаном. Здесь живет около 30 тысяч человек, которые в основном заняты на предприятиях, перерабатывающих сельхозпродукцию. Температура в Алейске летом может подняться до плюс 40 градусов, а зимой — опуститься до минус 40.
Этот город — классическая российская провинция, но с одной важной поправкой: в Алейске дислоцирована 35 гвардейская Сталинградско-Киевская орденов Ленина, Суворова и Кутузова Краснознаменная мотострелковая бригада — наследница легендарного пятого гвардейского танкового корпуса, сформированного в апреле 1942 года под Воронежем.
Этот корпус принимал участие во всех значимых битвах Великой Отечественной войны — от Воронежско-Ворошиловградской и Сталинградской до освобождения Праги, затем — в Маньчжурской операции. Танки этого корпуса участвовали в знаменитом походе через Гоби и Хинган.
За мужество и героизм корпус получил почетные наименования Сталинградский и Киевский. Тем удивительнее, что наследники героев долгое время позволяли заурядным уголовникам обирать себя и своих товарищей.

Криминальный Алейск

С точки зрения преступности Алейск и Алейский район ничем особым не выделяются. В год здесь регистрируют около 1,5 тысячи преступлений, убийства очень редки (от трех до пяти в год, и почти все — бытовые, на почве пьянства), разбоев в 2020 году было всего 16. На первом месте здесь традиционно фигурируют кражи, большая часть преступлений раскрывается.


Город Алейск Алтайского края
Но был у Алейска и свой смотрящий от воров в законе, поставленный в 2015 году: Олег Пигарев 1975 года рождения, известный в криминальных кругах как Пигарь, ранее неоднократно судимый за грабежи, кражи и хранение наркотиков. Его правой рукой считался Сергей Ковалев (Суслик), ранее также неоднократно судимый. Суслик лично подсчитал, что провел в местах лишения свободы 23 года из своих 48 лет. Его отличали невысокий рост (1 метр 60 сантиметров) и большая дерзость.
В преступную группу также входили Вадим Артемьев 1985 года рождения, известный как Агент (он некоторое время работал страховым агентом), и Игорь Гололобов (Забуга) 1986 года рождения.
Жертвами преступления выбирали людей, схожих по психологическому типу. Потерпевшие даже внешне очень похожи: невысокие, щуплые и неспособные постоять за себя. Все молодые, чуть больше 20 лет — без жизненного опыта
Вера Кандаурова, советник юстиции, прокурор отдела гособвинителей Прокуратуры Алтайского Края
Из 31 потерпевшего 25 человек — военнослужащие: 24 контрактника и один младший офицер. Остальные — гражданские. При этом сопротивляться бандитам пытались только восемь человек, остальные потерпевшие безропотно несли деньги.
Преступники — их полная противоположность: наглые, дерзкие и уверенные в себеОни просто подходили к жертве и предъявляли претензии самого разного свойства: например, могли сказать, что потерпевший оскорбил в кафе их друга (хотя в кафе он не был) или что он взял деньги в долг и не отдает, а потому пришла пора платить с процентами.
И всякий раз люди (в основном военные) просто платили бандитам. По словам Веры Кандауровой, чаще всего преступники требовали от 20 до 30 тысяч рублей.
Потерпевшие никогда не сопротивлялись: все они знали, что в городе Алейске есть так называемые блатные, которые имеют определенный криминальный вес, ранее судимы, угрожают военнослужащим и могут применить насилие. Поэтому им лучше выплатить ту сумму денег, которую они требуют
Вера Кандаурова, советник юстиции, прокурор отдела гособвинителей Прокуратуры Алтайского Края

«Ты мне должен»

Интересно, что источник информации о «страшных бандитах», которые готовы расправиться с любым, кто их ослушается, до сих пор так и не найден. Просто все в городе говорили про блатных, которые вымогают деньги и которым лучше заплатить. При этом преступники заранее планировали свои действия, находя жертв и изучая их характер и поведение.
О том, как действовали участники группы, красноречиво свидетельствует один эпизод.
Однажды Пигарев, проезжая по Алейску, увидел знакомого военнослужащего. Он остановился, вышел из машины, подошел к нему и заявил: «Ты мне должен пять тысяч». Контрактник попытался спорить, но Пигарев просто выхватил у него из рук кошелек, забрал всю наличность (2,5 тысячи рублей) и уехал
Вера Кандаурова, советник юстиции, прокурор отдела гособвинителей Прокуратуры Алтайского Края
В другой раз Ковалев, отдыхая в кафе «Давыдов», через окно заметил знакомого военного, который снимал деньги в банкомате, — ему срочно нужно было купить лекарство заболевшему ребенку. Ковалев вышел, подошел к сержанту и завел с ним разговор: «Как жена, как ребенок?» А сразу после этого попросил денег.
Сержант, который воспринял разговор как угрозу, безропотно отдал всю сумму — около пяти тысяч рублей. Формально никаких угроз не звучало, но во время суда потерпевший объяснил: «Я знал, кто такой Ковалев, его вопросы про семью воспринял как угрозу своим близким, а сам факт того, что Ковалев подошел ко мне, — как психологическое давление».


Некоторые вымогательства и вовсе стоят особняком. Так, один из участников банды сумел соблазнить жену офицера 35-й бригады и похвастался этим перед боссами. Те нашли женщину и за молчание потребовали у нее пять тысяч рублей. Она заплатила, но пигаревским этого показалось мало.
И тогда бандиты пошли к мужу потерпевшей и потребовали уже с него за молчание 30 тысяч рублей. Но тот платить отказался, и вымогатели ушли. За то время, что Пигарев, Ковалев и их подручные присматривали за Алейском, следствие выявило 34 преступления.
Помимо вымогательства пигаревские не брезговали и другими способами незаконного обогащения. Так, однажды, узнав, что у одного из военнослужащих сломался личный автомобиль, они предложили его бесплатно починить, а взамен попросили недолго попользоваться машиной. Несколько месяцев бандиты ездили на этой машине, а потом продали ее. Никаких денег потерпевший, естественно, не получил.
В другой раз контрактнику срочно потребовались деньги на лечение — и Ковалев якобы купил у него автомобиль, но деньги пообещал отдать позжеСержант уехал на лечение в другой город, несколько раз через знакомых напоминал о долге, но своих денег, конечно, тоже не получил: Суслик, покатавшись на машине, продал ее, а деньги присвоил.
Надо понимать, что Олег Пигарев и другие — только костяк группировки. Вокруг них постоянно крутились молодые, ранее несудимые ребята, которым хотелось легких денег и бандитской романтики. Они выступали массовкой в этих преступлениях: поддакивали, угрожали и применяли физическую силу.
В ходе судебного заседания было установлено, что только восемь человек пытались оказать бандитам какое-то сопротивление, за что были избиты. Но и после этого почти никто в полицию не обращался. Пигарева и его преступную группу, к сожалению, защищали слухи
Вера Кандаурова, советник юстиции, прокурор отдела гособвинителей Прокуратуры Алтайского Края
Только в августе 2015 года один из контрактников обратился в правоохранительные органы.

Разборки у «Давыдова»

Летом 2015 года один из контрактников, Сергей Трофимов (фамилия изменена), занял у сослуживца до зарплаты 30 тысяч рублей. Об этом случайно узнал Гололобов. Тут же был придуман план: пигаревские обвинили Трофимова в том, что он просрочил выплату, и потребовали с него 60 тысяч.
Потерпевшего привезли в штаб-квартиру группировки — кафе «Давыдов», где за столиком во дворе стали угрожать. Трофимов, не чувствуя за собой никакой вины, отказался платить и был избит. На следующий день его похитили, вывезли на берег Алейки и снова жестоко избили, после чего Трофимов обратился в полицию.

Кафе «Давыдов» в Алейске
Деньги он передавал уже под контролем оперативников: всю группировку задержали. Обвинения предъявили 11 жителям Алейска, но четверо из них действовали в составе организованной группы, а семеро (молодые ребята, в основном ранее несудимые) — просто «по предварительному сговору».
Один из обвиняемых совершеннолетие встретил в СИЗО — на момент задержания ему еще не исполнилось 18 лет, но он уже страстно хотел бандитской романтики.
На суде было доказано, что преступления совершались группой под руководством так называемого преступного авторитета. Особенность пигаревских была в том, что у них четкого распределения ролей не было: каждый мог выполнять любые функции. То есть до оргпреступного сообщества они не дотянули — очень уж примитивные
Виталий Овсянников, начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Прокуратуры Алтайского края

Задержание участников банды Олега Пигарева
Суд продолжался три года, в основном потому, что потерпевшие уехали из Алейска — их приходилось разыскивать по всей стране. Допросы в основном шли по видеоконференцсвязи. Как отмечает гособвинитель на процессе пигаревских Вера Кандаурова, подсудимые вели себя дерзко.
Во время допросов они угрожали потерпевшим и свидетелям, грубили участникам процесса, в том числе судье, за что их неоднократно удаляли из зала. Кроме того, один из подсудимых, который во время следствия был под подпиской о невыезде, после начала суда скрылся и был объявлен в розыск. Нашли его в Барнауле — арестованным за серию краж
Вера Кандаурова, советник юстиции, прокурор отдела гособвинителей Прокуратуры Алтайского края
Приговор по делу банды пигаревских оглашали две недели. Из 37 преступлений во время процесса были доказаны 34: в трех эпизодах не нашли состава преступления, так как формально угрозы порой не звучали — обвиняемые просто взяли деньги взаймы и не вернули.
Как сообщили «Ленте.ру» в Алтайском краевом суде, руководитель группы Олег Пигарев был осужден на 12 лет колонии особого режимаЕго правая рука Сергей Ковалев — на 12,5 года: суммарно у него преступлений больше, чем у руководителя группы. Вадим Артемьев получил 10 лет, Игорь Гололобов — 8,5 года колонии строгого режима.
Еще семеро подсудимых получили от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 4 месяцев лишения свободы. Самый молодой из обвиняемых, Максим Максименко, приговорен к 2,5 года условно — он участвовал только в одном преступлении и на тот момент был несовершеннолетним. Суммарно участники преступной группы получили почти 80 лет лишения свободы.
Теперь гвардейцы служат спокойно — деньги у них больше не вымогают.
« Кто и зачем может звонить с предложением...
Стало известно, кто «сливает» данные россиян... »
  • +15

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Да как эти военнослужащие могут называться гвардейцами? Позор армии. С такими «защитниками» проиграем всё на свете.
0
согласен
+3
Какой «главнокомандующий» и министр обороны — такая и армия. Настоящих офицеров и невидно, только кто появится — в кутузку. Где вы — честь и доблесть страны? По моему даже урки об вас ноги вытирают, не говоря уже о властьимущих! Вы присягу давали Родине или изменникам, мошенникам и аферюгам?
+12
Хороша сегодняшняя армия, которая даже свою жопу защитить не может, а не то что страну! Позорище!
+7
А где государственная власть? А где знаменитое МВД?
+6
что эти что другие могут только избить пенсионеров молодого человека отказавшего носить намордник семеро на одного…
0
  • avatar
  • alik
Про в/ч в Алейске я могу ответственно сказать, что там было отдельное 3-х этажное здание под казармой и там служили солдаты дагестанцы, так они всю честь держали в страхе и их даже командиры офицеры боялись.
+5
  • avatar
  • Ёж
Доллары будут таскать врагу, чтобы их не трогали. Гвардейцы, блин.