Еда, сигареты, рабство: что ожидает бездомных в работных домах?

Из-за ухудшения экономической ситуации россияне могут стать легкой добычей для современных рабовладельцев – держателей так называемых работных домов. Такие заведения уже появились в Петербурге.






Заманчивые условия?

Каждый житель Северной столицы, прогуливаясь по городским улицам наверняка обращал внимание на броские объявления, обещающие «помощь», «жильё», «стабильный заработок», «трёхразовое питание» и так далее.
«АиФ-Петербург» позвонил по нескольким номерам и узнал, как устроиться в такую компанию. Сотрудники работных домов охотно отвечают на все вопросы, с первых же минут располагая к себе собеседника. Обещают жилье в многокомнатных квартирах, стабильные выплаты, дружный коллектив.
При этом никакие документы для трудоустройства не нужны, более того, для новых работников организован даже «трансфер» от станции метро до адреса, где располагается «дом». В некоторых случаях обещают помочь с восстановлением документов и возвращением на малую родину.

Ни денег, ни паспортов

Руководитель движения «Альтернатива» (организация борется с рабством) Олег Мельников говорит, что так называемые работные дома являются современной формой рабства. При этом собеседник издания обозначил, что существуют работные дома, в которых на самом деле помогают, однако таких заведений крайне мало. Большую часть работных домов содержат люди с криминальным прошлым. Завлекают они, как правило, тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
«Людям что-то обещают, а в итоге отбирают у них средства связи и документы и заставляют выполнять черновую работу. Такие организации делятся на две категории: те, которые называют себя работными домами, и те, которые представляются реабилитационными центрами, помогающими в борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью. Но большой разницы между ними, по сути, нет», — объяснил Олег Мельников.
Живущий на улице человек цепляется за любую возможность заработать. Именно поэтому бездомные нередко оказываются жертвами таких организаций.
Паспорта и другие документы у постояльцев забирают сразу же под предлогом оформления договоров или же для «сохранности». В Петербурге большая часть работных домов располагается в коммуналках или неблагоустроенном жилье на окраинах, а в Ленобласти — в частных домах.
Рабочих привлекают к выполнению различных черновых работ — они копают канавы, выполняют мелкий ремонт, ухаживают за огородными грядками или мелкой живностью, строят сараи и прочие подсобные помещения. Их услугами пользуются частники или небольшие строительно-ремонтные компании, которые экономят приличные деньги за счет привлечения этой нелегальной рабочей силы. Заказчики рассчитываются с хозяевами работных домов наличностью. За работникам следят бригадиры, как правило, из числа бывших заключенных.
Зарплату самим работникам, чаще всего, никто не платит.
«Удерживают заработок под разными предлогами. Все получают только еду и сигареты. Это максимум на что можно рассчитывать. При этом самостоятельно уйти из работного дома невозможно», — предупредил руководитель «Альтернативы». А многим и некуда, тут же хотя бы ночлег и общение с такими же горемыками.
Очень часто оказавшиеся в работных домах люди подвергаются насилию, в том числе сексуальному.
«Мы часто сталкиваемся со случаями, когда удерживают людей в работных домах. Помимо этого, в отношении постояльцев совершаются насильственные действия. В Петербурге совсем недавно, по-моему, семь месяцев назад, был случай, уже доказанный, когда происходили насильственные действия сексуального характера в отношении мужчины, находившегося в работном доме», — поделился собеседник издания.

Что-то доказать сложно

Жертвы, а также их родственники нередко обращаются за помощью к правозащитникам. Однако привлечь к ответственности рабовладельцев XXI века практически невозможно. Единственное, что могут сделать волонтеры, это помочь с освобождением. Олег Мельников отметил, что обращения в полицию малоэффективны, так как с точки зрения нынешнего законодательства сами по себе работные дома вполне легальны, а доказать противоправные действия, совершенные в них, очень сложно.
«Подобные организации уже пользуются сложившейся кризисной ситуацией в стране. Жертвами также оказываются и беженцы из Украины и ЛДНР. Заманивают в рабство иностранцев так называемые вербовщики. Нередко попадают в работные дома и жители провинции, которые, лишившись заработка, отправляются в крупные города в поисках новой работы», — пояснил глава волонтерского движения.
В связи с дестабилизацией социальной и экономической ситуации в стране вполне вероятно увеличение количества работных домов в ближайшее время. Стоит отметить, что, по статистике, Северная столица сегодня находится на четвертом месте по числу работных домов. В тройке лидеров — Москва, Краснодарский край и Ростовская область.

«Категорически против»

В благотворительной организации «Ночлежка» рассказали, что многие из их постояльцев имели дело с так называемыми работными домами. После такого травматичного опыта требуется помощь специалистов.
«Точное число наших клиентов, оказавшихся жертвами работных домов, назвать сложно. Живущий на улице человек цепляется за любую возможность заработать. Именно поэтому бездомные нередко оказываются жертвами таких организаций. Мы выступаем категорически против таких учреждений и не видим позитивных примеров — это эксплуатация людей», — поделилась в беседе с изданием PR-специалист «Ночлежки» Татьяна Баженова.
Представительница благотворительной организации добавила, что возвращаются из работных домов люди с серьёзными травмами — не только физическими, но и психологическими. При этом ещё несколько лет назад организаторы таких учреждений под видом реабилитационных центров пытались через волонтеров выходить на нуждающихся в помощи людях, однако работники «Ночлежки» довольно быстро определяли, что это недобросовестные работодатели.
«У нас даже в проектах есть таблички предупреждающие, что мы не рекомендуем связываться с работными домами. Когда мы сталкиваемся с бывшими постояльцами таких учреждений — это очень запутанная и сложная ситуация. Все индивидуально, но, как правило, у них подавлена воля, серьёзные проблемы со здоровьем и так далее», — объяснила Татьяна Баженова.
Между тем в пресс-службе уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге заявили, что знают о существовании таких организаций, однако связанные с ними жалобы от граждан в ведомство пока не поступали.
« В России принят закон, запрещающий сбор...
Банда из прокурора и юристов получила сроки »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Жесть…
+1
(+) Вспоминаются «Оливер Твист» Диккенса и «Люди бездны» Дж.Лондона.
+1
Если честно, «Люди бездны» не читал… Но я понял про Оливера. И не думал, что в наше время такое возможно практически официально…