В Коми сожгли книги из Фонда Сороса

В Республике Коми сожгли десятки книг, изданных при поддержке Фонда Джорджа Сороса, признанного «иноагентом» и попавшего в реестр нежелательных иностранных организаций. Еще сотни — изъяли из библиотечных фондов. «Запрещенными» оказались классические учебники, по которым занимаются в ведущих российских вузах, написанные профессорами МГУ, ВШЭ и других.




Давайте попробуем разобраться, что это: эксцесс исполнителя или новый политический тренд?
О том, что в Республике Коми начали искать книги, «чуждые российской идеологии», стало известно в середине декабря, когда в местную прессу попала копия письма заместителя полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Андрея Травникова на имя зампредседателя правительства Коми Тамары Николаевой. Травников писал, что изданная при поддержке Фонда Сороса литература «формирует в молодежной среде искаженное восприятие отечественной истории и популяризирует чуждые российской идеологии установки», попросив эти книги выявить и изъять.
Министерством образования и молодежной политики Республики Коми, как следует из официального письма и.о. министра Светланы Моисеевой-Архиповой интернет-порталу «7х7», был «проведен мониторинг наличия в библиотеках образовательных организаций литературы, изданной в рамках проекта Фонда Сороса «Обновление гуманитарного образования в России». Мониторинг показал, что «нежелательная литература» есть в Ухтинском государственном техническом университете, Воркутинском политехническом техникуме и Воркутинском горно-экономическом колледже.
По данным местного минобраза, в Ухте рекомендовали изъять 413 книг. В Воркутинском политехническом техникуме — 14. Там эти учебники уже изъяли и готовят акт об их списании. Сами издания будут «утилизированы с помощью уничтожителя бумаг». В Воркутинском горно-экономическом колледже 53 книги уже сожгли.
Но, похоже, «чуждые» книги уже «выявили» по всей республике. «В национальной республиканской библиотеке в Сыктывкаре нам охотно отчитались, что список «соросовских» уже составлен, а сами книги — выведены из библиотечного фонда и больше недоступны читателям, — говорит «Газете.Ru» главный редактор «7х7» Максим Поляков. — А в Воркуте, где, кстати, очень много хорошо образованных и интеллигентных людей, работающих в библиотеках, нам рассказали, что книги сжигали на заднем дворе. Мне кажется, что это отголоски властной вертикали и желание выслужиться перед начальством, у нас последние года два любое пожелание власти трактуется как приказ и тут же берется на исполнение».
Так, например, Республика Коми прошлый, 2015 год объявила «годом патриотизма».
Как объяснял тогдашний глава республики Вячеслав Гайзер, обвиняемый в организации преступного сообщества и с сентября находящийся под стражей, делалось это в «целях повышения эффективности реализации государственной политики в области патриотизма в Республике Коми, направленной на воспитание у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, развитие у них общественно значимой и творческой активности».
Заявление президента США Барака Обамы, что «экономика России разорвана Америкой в клочья», сделанное им год назад, так возмутило патриотично настроенных жителей республики, что они устроили автопробеги. Первыми с надписями на машинах «Обама чмо» и «Куплю кожу Обамы дорого» проехали в рамках автопробега жители Воркуты. Сыктывкарцы с такими же лозунгами выступили на следующий день — впереди колонны шел БТР с триколором, сам автопробег проходил под лозунгом «Россию не поставить на колени». Потом в рамках «года патриотизма» было много других акций, местные журналисты даже составляли ежемесячные рейтинги «самых патриотичных патриотов». «Подозреваю, что эти люди, которые выявляли книги и уничтожали их, самих их прежде даже в руки не брали, это просто испуганные люди, решившие «перестраховаться», — не сомневается правозащитник Игорь Сажин из ОНК Республики Коми. — Хотя то, что все это делается публично, — плохой знак».
«Это откровенно странный поступок — сжигать книги, вне зависимости от их содержания, — говорит первый проректор ВШЭ Лев Якобсон. Его книга «Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов» изъята из республиканских библиотек. В 2004 году ученый-экономист Лев Якобсон получил благодарность от президента России. — Что касается самих учебников, то их же не Сорос писал, а российские авторы, которые потом тщательно отбирались российскими учеными. Мой учебник — это по сути старые лекции, положенные в основу нового учебника, которые я читал еще в советские времена. И даже с точки зрения тогдашней КПСС в их содержании не было никаких проблем. Курс за эти годы менялся, конечно, и в том виде, как представлен в учебнике, был адресован студентам, живущим уже в рыночной экономике.
Думаю, это все же местная инициатива, а не новый тренд какой-то, потому что московские вузы — ВШЭ, МГУ и другие — массово закупают иностранную литературу, а у студентов всегда есть свежие статьи на нужную тему».
Под запретом оказалась и книга «Экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений» доктора экономических наук из РАН Ирины Соболевой, написанная совместно с уже умершим Виктором Марцинкевичем.
«Я первый раз слышу, чтобы книги сжигали и уничтожали, это, конечно, очень большая глупость, хотя в провинции всегда было сильно желание угодить властям, — говорит она. — Джордж Сорос в 1990-е годы много денег тратил на поддержку российской науки и ученых и издавал разные книги: и хорошие, и не очень. Конечно, кто платит — тот и заказывает музыку, существует такое мнение, я лично не принадлежу к ВШЭ и не разделяю их идеи, но я против того, чтобы их не издавали — а это все-таки разные вещи. Люди, конечно, должны знать различные мнения и взгляды. Влияние Фонда Сороса на российских ученых огромно, может, то, что происходит в нашей экономике, во многом сформировано под этим влиянием, но, с другой стороны, иной возможности у ученых издавать свои книги тогда не было».
В списке «нежелательных» в Республике Коми и недоступных теперь читателям есть и классические учебники, по которым занимаются в МГУ.
«В списке книга моего хорошего друга заведующего кафедрой социальной философии Карена Хачиковича Момджяна, — недоумевает Владимир Миронов, декан философского факультета МГУ. — У него яркие книги, и он всегда находился в определенной оппозиции господствующим концепциям».
Миронов возмущен, что в список попала и книга Юрия Мельвиля, который долгое время заведовал кафедрой истории зарубежной философии МГУ. «В этом списке очень многие люди, которые имели непосредственное отношение к образованию в 1990-е годы. Многие из них и сейчас действующие и уважаемые специалисты. В то время с книгоизданием были большие проблемы, поэтому в Фонд Сороса обращались многие. У нас даже была забавная история с Кареном Момджяном, когда они не взяли нашу книгу из-за того, что из нее «торчат уши марксизма». Мы тогда долго смеялись над этим.
А учебник по логике Бочарова и Маркина (он тоже изъят) сейчас переиздан в расширенном виде в серии «Классический университетский учебник». Это признано классикой!
Маркин до сих пор заведует кафедрой логики на нашем факультете, а Бочаров, к сожалению, умер несколько лет назад, но был одним из любимейших преподавателей у студентов! И это несмотря на его строгость!»
Историк Андрей Демидов из Санкт-Петербурга говорит, что Сорос в девяностые фактически спас многих ученых от эмиграции. «Изымать книги и монографии глупо и с моральной, и с правовой точки зрения, но таковы, увы, реалии наших дней — чиновники на местах стараются не только исполнить поручение, но и угодить начальству, предвосхищая его возможные пожелания», — считает он. В списке есть книга философа и историка Владимира Миронова «Пир мудрецов», который работал в Академии при президенте РФ, а в 1990-е годы был советником министра образования. Попала в него и книга известного советского и российского математика и философа, ветерана Великой Отечественной войны Никиты Моисеева «Как далеко до завтрашнего дня».
Чиновники Коми, впрочем, в плане борьбы с «вредными» книгами все же не пионеры. В августе прошлого года министерство образования Свердловской области на волне борьбы с «нежелательными организациями» из школьных библиотек изъяло книги британских историков Энтони Бивора и Джона Кигана, которые тоже были изданы на деньги Фонда Сороса.
Местные власти заявили тогда, что книги «пропитаны пропагандистскими стереотипами нацизма». Такие заявления вызвали недоумение со стороны правозащитников, которые напомнили, что сам Сорос в подростковом возрасте пережил ужасы нацистского режима в Венгрии.
Практика сожжения книг была распространена в нацистской Германии в 1930-е годы. Нацисты устраивали на улицах городов костры, в которых сжигали книги известных немецких и мировых авторов, которых они считали ненужными для немецких граждан. Писатель Сергей Шаргунов говорит, что — безотносительно к фигуре Сороса — осуждает подобную практику, потому что «это вызывает плохие ассоциации».
Один из авторов закона о нежелательных организациях, депутат Госдумы Александр Тарнавский заявил, что ситуацию в Коми считает «перебором». «Ничего, кроме крайнего удивления, подобная информация не вызывает, — говорит он. — Я всегда выступал против тех, кто просто берет под козырек. Я за прагматичный подход, а не попытки выслужиться».
По его мнению, те книги, которые уже напечатаны в России при поддержке Сороса, не нужно уничтожать, так как «в них наверняка есть и что-то хорошее».
«Наше понимание деятельности Фонда Сороса осталось прежним. Но мы его пустили в страну, а в его деятельности есть как негативные, так и позитивные аспекты», — заключает депутат.
« Криминал под бой курантов
Хозяйка родового гнезда может стать бездомной »
  • -4

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.