Провокативная шизофрения

Ещё до вступления в 2004 году в Евросоюз литовский политический истеблишмент бурно обсуждал план возвращения «Караляучюса» ( так называют Калининградскую область в Вильнюсе) в состав Литвы. Некоторые деятели заговаривались до такой степени, что на полном серьёзе называли этот российский регион «Караляучюсским краем Литвы, оккупированным Москвой», а кое-кто даже предлагал внести эту «формулу» в школьные учебники.

Провокативная шизофрения

Но с принятием Литвы в ЕС у её политиков появились другие заботы. Дискуссии о возврате «Караляучюса» приутихли, однако идея продолжала тлеть. И с начала июня 2014 года в республике вновь зазвучали голоса, призывающие оторвать Калининградскую область от России. Только теперь старой идее придали новый окрас: ныне говорят не о возвращении края в лоно матери-Литвы. Центральные литовские СМИ призывают биться за провозглашение независимости «Караляучюса». Но каким способом эту независимость обрести?

Таким вопросом задалась и Литовская государственная телерадиокомпания LRT. В передаче от 18 сентября её участники — аналитик Центра исследования Восточной Европы (RESC), доктор наук Лауринас Кашчюнас и преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета (VU TSPMI), политолог Томас Янелюнас озвучили способ достижения обозначенной цели.

Тон беседе задал Кашчюнас: «Захватив Крым и покушаясь на территории Восточной Украины, Россия нарушает международные соглашения о целостности государственных границ. А это даёт основание к тому, чтобы напомнить ей, что в 1945 году в ходе Потсдамской конференции Караляучюс был отдан ей для администрирования на 50 лет, — заявил он. — 50-летний срок уже давно истёк, но повод поднять этот вопрос точно есть».

По просвещённому мнению Кашчюнаса, решение о статусе «Караляучюса» могли бы пересмотреть США и Великобритания, являвшиеся участниками Потсдамской конференции. «Юридического и политического основание для этого хватило бы», — уверен аналитик.

Ему возразил осторожный Янелюнас: «Политического основания для этого нет. Этот вопрос серьёзно никто не поднимает, ни одна страна не претендует на эту область, как на принадлежащую ей. Внутри тоже нет никакой сепаратистской деятельности, и Россия, видимо, не позволит её проявить. Любые вопросы о том, нужно ли возвращаться к Потсдамскому решению, были бы политическими провокациями».

Так что же делать? — повис в воздухе телестудии не заданный вопрос. И ответ на него нашёлся: «Идея Караляучюса может быть осуществлена на основе референдума, инициировать который должны сами жители области», — подвёл итог беседе Кашчюнас.

Показательно, что эта передача вышла в эфир как раз в канун «Марша мира», состоявшегося в минувшее воскресенье в Москве. В Калиниграде в этот день по призыву местного «Комитета общественной самозащиты» тоже вышли «маршисты»: человек 30 под российскими и украинскими флагами и с лозунгом «Нет братоубийственной войне!» собрались у памятника Космонавтам на проспекте Мира. Примерно столько же было и противников акции. Начавшаяся между ними перепалка переросла в потасовку, которую пресекла полиция: стражи порядка взяли митингующих в кольцо, оградив их от разгневанных оппонентов, а по окончании акции усадили в полицейский автобус и отвезли от греха подальше в другой район города.

У меня в Калининграде много знакомых — коммерсантов и производственников, госслужащих и работников свободных профессий. Это русские и украинцы, евреи и российские немцы, родившиеся там или приехавшие в последние лет двадцать. И все они на мой к ним вопрос — есть ли у калининградцев сеператистские настроения? — отвечали одно: нет, и быть не может (это к слову о ставке кашчюнасов на сепаратистов). Неужто, этого не знают в Литве?

Да знают, конечно. И Калининградская область, хоть и называют её «Караляучюсом», им, уверен, и даром не нужна. Но для литовских властей это никакой роли не играет. Потому что они сами играют — и очень усердно — роль. Роль эдакой мелкой шпаны-провокатора, за чьей спиной стоит амбал по имени США. И вместе с Литвой в том же «амплуа» подвизаются её соседки — Латвия с Эстонией. Эту троицу хлебом не корми — дай поистерить в адрес России. И истерят. Вот хроника только последних месяцев.

В марте триста литовцев в петиции на имя президента США пишут: «Мы, народ Литвы, много лет страдаем от российской агрессии. Наши дети живут в постоянном страхе перед тем, что российские танки вновь появятся на улицах Вильнюса, как это было в 1991 году. Всё население нашей страны выступает за полное прекращение торговых связей с Россией и транспортную блокаду российского эксклава — Калининградской области. Как Вы знаете, этот регион нафарширован военными базами, там Путин установил «Искандеры», но там есть и ещё более смертоносное оружие. Однако литовцы смелы и готовы противостоять диктатуре Путина. Именно поэтому мы обращаемся к Вам с просьбой разместить в Клайпедском порту систему противоракетной обороны. Мы также просим Вас разместить в Литве ядерное оружие для защиты литовцев от российской угрозы».

(Замечу в скобках: американская кинокартина 2007 года «Триста спартанцев» повествовала о битве при Фермопилах, когда небольшой отряд спартанцев во главе с царём Леонидом ценой своей жизни преградил путь многотысячной армии персидского царя Ксеркса. Триста литовцев, умоляющих США разместить у них ядерное оружие, готовы пожертвовать не только собой, но и самим существованием Балтии.)

Вслед за литовцами аналогичное послание составили и латыши. В августе текущего года, за неделю до визита в Ригу канцлера Германии Меркель 30 латышских интеллигентов направили главе правительства ФРГ открытое письмо. Приуроченное к 75-летию подписания пакта Молотова-Риббентропа, послание начиналось с выражения недовольства его авторов позицией канцлера в части развёртывания в Восточной Европе баз НАТО:

«Вы, госпожа Меркель, от имени Германии сказали «нет» военным базам НАТО в Восточной Европе. Ваше решение вызывает недоумение и чувство обеспокоенности, а также сомнения относительно способности Германии выражать солидарность со странами Балтии. Когда Россия начала оккупацию Крымского полуострова с помощью методов ведения войны новейшего поколения, Вы публично заявили, что президент России «Владимир Путин потерял контакт с реальностью».

Германия не скрывает, что она имеет значительные инвестиции и активы в одном из крупнейших рынков мира – России. Германия также участвует в проекте строительства газопроводов, инициированных Россией, но в настоящее время в общественных дискуссиях энергетическая зависимость от России рассматривается как весьма негативная, — напоминают канцлеру латышские интеллигенты, и менторски учат: — Госпожа Меркель. Мораль, в том числе политическая, не может быть оценена с точки зрения денег. Финансовые показатели не могут быть важнее безопасности европейских стран. Если кто-то думает по-иному, те оторваны от реальности. Мы просим вас поддержать создание баз НАТО в странах Балтии и Восточной Европы. В некоторой степени это может стать решающим выбором для будущего балтийских стран (уж не намёк ли это на то, что на определённых условиях прибалты готовы переориентироваться с США, верными клевретами которых они себя зарекомендовали, на Евросоюз?- авт.). Ваша поддержка будет свидетельствовать новому поколению, что коварный пакт Молотова-Риббентропа не повторится в Европе», — завершают своё обращение авторы письма.

Хорошо срежиссированная истерика прибалтов, естественно, была кем надо услышана. И на прошедшем в начале сентября в Ньюпорте саммите НАТО принимается заранее подготовленное решение о создании в Восточной Европе и Балтии военных баз с контингентом быстрого реагирования. Но прибалтам мало одного только решения.

И вот уже в понедельник, 22 сентября, на состоявшемся в Вильнюсе заседании Военного комитета НАТО президент Литвы Даля Грибаускайте продолжает нагнетать истерию: «Мы находимся под давлением времени. Обстановка в сфере безопасности значительно изменилась ещё полгода назад, и в Европе меняется каждый день», — заявляет она и требует, чтобы «принятые в Ньюпорте решения были реализованы как можно скорее, став реальными оборонными планами и конкретными действиями».

В чём явно преуспели политики Балтии — кроме исполнения роли истерика-провокатора, — так это в промывке мозгов своим гражданам. Зоологическая русофобия среди коренного населения Литвы, Латвии и Эстонии просто зашкаливает! Один лишь пример: как показали результаты недавнего опроса общественного мнения, проведённого литовской компанией Spinter tyrimai, наиболее враждебной для Литвы страной является Россия — такое мнение о соседнем государстве высказали 72,5% респондентов.

Для справки: русских в Литве всего около 5% населения. Иная картина в Латвии и Эстонии, где русских 26 и 25 %% соответственно. В них власти этих республик тоже видят врагов. На фоне всё нагнетаемой истерии на тему «Россия готовит Балтии участь Крыма», министры внутренних дел Литвы, Латвии и Эстонии договорились на прошлой неделе о создании координационного центра сотрудничества в сфере общественной и внутренней безопасности. «Мы объединяем имеющийся у всех трёх государств потенциал на случай, если в каком-нибудь государстве случится какая-то беда», — косноязычно объяснил создание этой новой структуры глава МВД Литвы Альфонсас Баракаускас.

Но о какой беде глаголет министр? О пресловутой российской агрессии? Но для отпора агрессору существует армия, усиленная теперь и присутствием военнослужащих НАТО. Нет, под бедой он имеет в виду протестные акции русскоязычного населения. Ведь, скажем, у латвийского полицейского может не хватить духу поднять руку на земляка, тогда как для его литовского или эстонского коллеги житель Риги, да ещё русский — враг.

«Поиск врагов не свидетельствует о политической и культурной зрелости государства и общества, — комментирует итоги опроса, проведённого Spinter tyrimai, старший научный сотрудник Института истории Литвы, доктор исторических наук Альгимантас Каспаравичюс. — Обычно поиском врага занимаются те формы власти, которым нужно радикально мобилизовать общество. Они без имиджа врага сами с трудом удерживаются у власти, с трудом находят общий язык со своими гражданами. Это признак слабости. Поиск врага можно назвать определённым признаком шизофрении, страна не находит способы и формы, которые помогли бы организовать процесс. Именно тогда начинают искать врагов, но так безопасность государства не укрепишь. Чем больше врагов мы ищем, тем меньше остаётся безопасности. Мне кажется, Литва в большей безопасности чувствовала себя в 2004 — 2006 годах, а не в 2013 или 2014 году».

Оставить комментарий

Последние комментарии

seredink

все знают что эта область никогда не была територией стран прибалтики

dema322

Какая мерзость!

zabilna

Ну что ж, пускай на один тополь будет больше направленный на прибалтов))

v-v-ch

Истерят, потому что хотят выслужиться перед США — ДОБИТЬ ЕС своей истерией! — ТОЧНО как и шакал Табаки перед Шер-ханом… МЕРЗОТА!!!

Андрей Васильевич

А как насчет город Вильно полякам вернуть? "… пресловутая российская агрессия..." в 1939 году отобрала у них, а литовцы сделали своей столицей.

Закон и Порядок. Остановим беззаконие!.
2015 — 2024