Очередная схема чиновников: кому и как досталась за бесценок легендарная «Мелодия»
Приватизированная практически за бесценок известная фирма звукозаписи “Мелодия” досталась компании “Формакс”, владелец которой предпочитает оставаться в тени и просить у государства деньги на улучшение жилищных условий.
В то же время права на музыкальные записи, звучащие по всей стране, достались людям, так или иначе связанным с руководством РАО, ВОИС и РСП, подготовившим “Мелодию” к продаже.
Пока “Мелодия” не была приватизирована, ей оказывали различные услуги (оцифровку и реставрацию записей, юридическое обслуживание и другое) компании, которых объединял общий регистратор — РЦД «Паритет». И они же были получателями крупных вознаграждений от РАО и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) — двух из трехаккредитованных государством организаций, собирающих авторские отчисления за воспроизведение музыки по всей стране. Так получалось, что эти расходы “Мелодии” значительно превышали ее доходы.
“В течение предыдущих лет эти расходы съедали почти всю выручку компании. В 2015 году, например, «Мелодия» потратила на оплату материалов, работ и услуг 55 млн рублей из поступившего в компанию 81 млн”, — выяснила “Медуза”, ознакомившись с отчетом о движении денежных средств.
К новому собственнику перешли два здания, товарный знак “Мелодии” и исключительные права на некоторые фонограммы. Однако глава представительства компании Rossmils в России, Алексей Могила, оценил это имущество вполмиллиарда рублей.
В свою очередь архив “Мелодии” на пленках и пластинках остался в собственности государства и перешел к «Формаксу» на ответственное хранение. Новый собственник получил весь цифровой архив и смежные права на него. Неудивительно, что сейчас “Формакс” как раз и занят оцифровкой архива «Мелодии».
По словам гендиректора “Формакса” Валерии Брусникиной, стоимость архива “Мелодии” составляет 30-50 млн рублей. Однако, как считает основатель сервиса «Бубука» (продает легальную музыку общественным заведениям) Дмитрий Пангаев, этот архив должен стоить минимум 150 млн рублей. А если учесть еще права на записи во всех направлениях и на уникальные треки, то значительно дороже.
Нынешний гендиректор “Мелодии” в прошлом успел не только поработать в РАО на должности его замглавы, но и поруководить ВОИС. Ныне же он возглавляет Российский союз правообладателей (РСП) — третью, наряду с РАО и ВОИС, организацию по управлению правами и сбору отчислений.
В свою очередь основной владелец “Формакса” Михаил Суконцев, имеющий 75% акций, (25% — у «Первого цифрового агрегатора») личность крайне непубличная. Журналистам не удалось про него узнать практически ничего, за исключением того, что он прожил почти всю свою жизнь в городе Нерехта Костромской области, где получал государственную субсидию для нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соцсетях была его фотография рядом с автомобилем Mercedes-Benz, принадлежавшем Алексею Клевцову — давнего партнера Андрея Кричевского.
По словам другого совладельца «Формакса» Дмитрия Смирнова, Суконцев «очень закрытый человек, программист». В свою очередь пиар-директор «Мелодии» Карина Абрамян сказала, что «не видела Суконцева в лицо и не знакома». А как только им заинтересовались журналисты, он сразу же закрыл свои аккаунты в соцсетях, не ответив на их вопросы.
Крупные правообладатели довольны сотрудничеством с Fonmix, в свою очередь некоторые мелкие жалуются на небольшие, по их мнению, отчисления от звучания принадлежащих им композиций.
На данный момент у Fonmix 11 тыс. договоров на озвучивание 30 тысяч объектов во всей России. У его конкурента «Бубуки» — больше трех тысяч клиентов. Причем Fonmix отсутствует в AppStore и Google Play. «Когда Fonmix год назад появился в AppStore и Google Play, у них было всего несколько сотен скачиваний, все начали это обсуждать, и они быстро оттуда удалились», — рассказал основатель “Бубуки” Пангаев. У этого сервиса, присутствующего в Google Play, больше тысячи скачиваний.
“На самом деле большинство ресторанов готовыми плейлистами Fonmix не пользуется, а работает по старинке — ставят разную музыку на свой выбор, но при этом отчитываются, что работают с Fonmix”, — передает слова руководителя одного из лейблов” “Медуза”.
Участники рынка музыкальных композиций свидетельствуют, что в Fonmix на первом месте всегда находятся плейлисты аффилированных с РАО и самим «Формаксом» компаний: «Студии Союз», «Первого музыкального издательства» (32% принадлежит Максиму Дмитриеву, председателю правления РАО), «Национального музыкального издательства» (на 56% принадлежит Российскому музыкальному союзу, член правления — председатель РАО Дмитриев).
Когда-то, чтобы исключить конфликт интересов, Минкомсвязь предлагала запретить организациям по управлению правами иметь интересы в компаниях-правообладателях. Но развитие эта идея не получила, поскольку от музыкальной индустрии никаких жалоб нет, о чем рассказал “Медузе” замминистра связи Алексей Волин.
В то же время права на музыкальные записи, звучащие по всей стране, достались людям, так или иначе связанным с руководством РАО, ВОИС и РСП, подготовившим “Мелодию” к продаже.
Как угасала “Мелодия”
О том, что “Мелодию”, на 100% принадлежавшую государству, продали компании “Формакс”, стало известно в феврале 2020 года. Однако о ее приватизации всерьез заговорили много лет назад, а именно — с приходом в 2011 году на должность гендиректора фирмы звукозаписи Андрея Кричевского, который до этого работал в Российском авторском обществе (РАО).Пока “Мелодия” не была приватизирована, ей оказывали различные услуги (оцифровку и реставрацию записей, юридическое обслуживание и другое) компании, которых объединял общий регистратор — РЦД «Паритет». И они же были получателями крупных вознаграждений от РАО и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) — двух из трехаккредитованных государством организаций, собирающих авторские отчисления за воспроизведение музыки по всей стране. Так получалось, что эти расходы “Мелодии” значительно превышали ее доходы.
“В течение предыдущих лет эти расходы съедали почти всю выручку компании. В 2015 году, например, «Мелодия» потратила на оплату материалов, работ и услуг 55 млн рублей из поступившего в компанию 81 млн”, — выяснила “Медуза”, ознакомившись с отчетом о движении денежных средств.
Цифровые горизонты
ООО “Формакс” заполучило АО «Фирма Мелодия» за 330 млн рублей. Организатором конкурса выступил «ВЭБ капитал». Второй участник торгов — “Студия Союз” — не пожелал платить больше установленной начальной цены в 320 млн рублей. Как выяснила “Медуза”, до 2016 года доли в обеих компаниях, участвовавших в аукционе, принадлежали британской «Prime time av lab limited».К новому собственнику перешли два здания, товарный знак “Мелодии” и исключительные права на некоторые фонограммы. Однако глава представительства компании Rossmils в России, Алексей Могила, оценил это имущество вполмиллиарда рублей.
В свою очередь архив “Мелодии” на пленках и пластинках остался в собственности государства и перешел к «Формаксу» на ответственное хранение. Новый собственник получил весь цифровой архив и смежные права на него. Неудивительно, что сейчас “Формакс” как раз и занят оцифровкой архива «Мелодии».
По словам гендиректора “Формакса” Валерии Брусникиной, стоимость архива “Мелодии” составляет 30-50 млн рублей. Однако, как считает основатель сервиса «Бубука» (продает легальную музыку общественным заведениям) Дмитрий Пангаев, этот архив должен стоить минимум 150 млн рублей. А если учесть еще права на записи во всех направлениях и на уникальные треки, то значительно дороже.
Тайные связи
Компания “Формакс” связана с РАО и ВОИС, выяснили журналисты. Так, Валерий Осипов — один из трех основателей “Формакса”, возглавляет фонд Петра Великого, который учредили две вышеупомянутые организации.Нынешний гендиректор “Мелодии” в прошлом успел не только поработать в РАО на должности его замглавы, но и поруководить ВОИС. Ныне же он возглавляет Российский союз правообладателей (РСП) — третью, наряду с РАО и ВОИС, организацию по управлению правами и сбору отчислений.
В свою очередь основной владелец “Формакса” Михаил Суконцев, имеющий 75% акций, (25% — у «Первого цифрового агрегатора») личность крайне непубличная. Журналистам не удалось про него узнать практически ничего, за исключением того, что он прожил почти всю свою жизнь в городе Нерехта Костромской области, где получал государственную субсидию для нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соцсетях была его фотография рядом с автомобилем Mercedes-Benz, принадлежавшем Алексею Клевцову — давнего партнера Андрея Кричевского.
По словам другого совладельца «Формакса» Дмитрия Смирнова, Суконцев «очень закрытый человек, программист». В свою очередь пиар-директор «Мелодии» Карина Абрамян сказала, что «не видела Суконцева в лицо и не знакома». А как только им заинтересовались журналисты, он сразу же закрыл свои аккаунты в соцсетях, не ответив на их вопросы.
Без претензий к диджею
Вскорости после своего создания “Формакс” представил свой основной продукт — систему Fonmix. Она позволяет проигрывать легальную музыку из собственных плейлистов компании в ресторанах, кафе и торговых центрах и подавать отчеты в РАО, ВОИС или РСП. Все, кто проигрывает данные записи, должен платить авторские отчисления в одну из них. К примеру, в прошлом году ВОИС получила их на 800 млн рублей, а РАО — 900 млн рублей. Впоследствии деньги распределяются между правообладателями.Крупные правообладатели довольны сотрудничеством с Fonmix, в свою очередь некоторые мелкие жалуются на небольшие, по их мнению, отчисления от звучания принадлежащих им композиций.
На данный момент у Fonmix 11 тыс. договоров на озвучивание 30 тысяч объектов во всей России. У его конкурента «Бубуки» — больше трех тысяч клиентов. Причем Fonmix отсутствует в AppStore и Google Play. «Когда Fonmix год назад появился в AppStore и Google Play, у них было всего несколько сотен скачиваний, все начали это обсуждать, и они быстро оттуда удалились», — рассказал основатель “Бубуки” Пангаев. У этого сервиса, присутствующего в Google Play, больше тысячи скачиваний.
“На самом деле большинство ресторанов готовыми плейлистами Fonmix не пользуется, а работает по старинке — ставят разную музыку на свой выбор, но при этом отчитываются, что работают с Fonmix”, — передает слова руководителя одного из лейблов” “Медуза”.
Участники рынка музыкальных композиций свидетельствуют, что в Fonmix на первом месте всегда находятся плейлисты аффилированных с РАО и самим «Формаксом» компаний: «Студии Союз», «Первого музыкального издательства» (32% принадлежит Максиму Дмитриеву, председателю правления РАО), «Национального музыкального издательства» (на 56% принадлежит Российскому музыкальному союзу, член правления — председатель РАО Дмитриев).
Когда-то, чтобы исключить конфликт интересов, Минкомсвязь предлагала запретить организациям по управлению правами иметь интересы в компаниях-правообладателях. Но развитие эта идея не получила, поскольку от музыкальной индустрии никаких жалоб нет, о чем рассказал “Медузе” замминистра связи Алексей Волин.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Очередь теперь и до музыки дошла.Ничего хорошего это не принесет, все теперь за деньги.Чего хотели, то и получили.Капитализм однако…
- ↓