«Закат казанского феномена»: как уничтожали самую жестокую ОПГ, державшую в страхе Набережные Челны
В 2001 году началась ликвидация двух самых крупных преступных сообществ Татарстана – казанской «Жилки» и челнинского «29-го комплекса».
Глава из книги экс-главы татарстанского МВД, а ныне руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова «Закат казанского феномена», в которой рассказывается об уничтожении жестокой ОПГ из Челнов.
30 августа Республика Татарстан отмечала праздник, а работники милиции и прокуратуры приступили к одному из самых масштабных расследований деятельности организованного преступного сообщества. Выстрел, произведённый из подвального окошка здания напротив, был единственным. И это говорило о многом. Опрошенные охранники погибшего Рамушкина, в прошлом сотрудники милиции, в один голос уверяли своих бывших коллег, что это почерк Ильшата Галиева по прозвищу Плохиш – личного водителя Рузаля Асадуллина (Рузалик – один из лидеров «29-го комплекса»).
Им можно было верить, ведь они вместе служили в БОРе, где Галиев готовил группу снайперов. По убеждению охранников, никто, кроме него, не мог из автомата без оптического прицела с расстояния 70 метров попасть человеку в печень.
Поэтому версию причастности к убийству Галиева-Плохиша, выполнявшего при Рузалике функции телохранителя, мы сочли самой актуальной. Правда, многих задержанных, которым не удалось вовремя предъявить обвинение, пришлось выпустить, в том числе и главного фигуранта Ильшата Галиева, который представил неопровержимое на тот момент алиби. Но вскоре наша версия нашла объективные подтверждения.
Оперативники обнаружили два схрона с оружием «29-ников»: автоматы, в том числе иностранного производства, два гранатомёта «Муха», гранаты, тротил, очень много патронов – хватило бы отстреливаться часов на пять интенсивного боя. Задержанные хранители бандитского арсенала – Алексей Владимиров и Денис Долбилов – прятали оружие в своих гаражах и домах близких родственников. Баллистическая экспертиза установила, что в доме бабушки Владимирова хранились именно те экземпляры автоматов, один из которых применил снайпер. Так что хранителям пришлось разговориться.
Выяснилось, что за несколько дней до убийства команда во главе с Галиевым, которую лично назначил Рузалик, пристреливала автоматы. Сотрудники милиции на правом берегу Камы с помощью металлоискателя извлекли из-под опавших листьев несколько гильз. Чуть позже нашли дощечку, служившую мишенью, и дерево, ствол которого был изрешечён пулями на высоте человеческого роста. Так сотрудники получили повторную санкцию на задержание Плохиша.
Неудачливые киллеры
Убийство Рамушкина обострило ситуацию внутри самого преступного сообщества. Бандитам приходилось в срочном порядке принимать решение, кому присягать на верность, при том, что Саляхов, объявленный в розыск, вынужден был удариться в бега. Но Ерёма и Шурин хорошо знали, что тот скрывается в Одессе, причём не столько от родной милиции, сколько от них самих. Правда, остальным «29-никам» об этом было неизвестно до того момента, пока до Москвы и Набережных Челнов не долетели слухи, что на Украине Большого пытались убить.
В Одессе два киллера в париках и тёмных очках открыли ураганный огонь по Алику Большому, но случайность спасла ему жизнь: киллер выстрелил в тот момент, когда у Алика зазвонил телефон. Саляхов отклонился, и пуля просвистела в сантиметре от его головы. Охранники сразу открыли ответный огонь, а тот под их прикрытием пустился наутёк. Киллеры, поняв, что жертву убить уже не смогут, тоже дали дёру и за домом… столкнулись лоб в лоб с Аликом. Один из убийц наставил на него пистолет, но его заклинило. В итоге все разбежались в разные стороны.
Отчаявшись справиться с Аликом собственными силами, Ерёма и Шурин в конце концов нашли простой и верный способ. Через подставных лиц они «слили» правоохранительным органам информацию, на каком поезде и в каком вагоне будет следовать Саляхов, возвращаясь с Украины в Россию. Совместная операция МВД и ФСБ двух стран увенчалась успехом, и 11 сентября 2001 года Алика сняли с поезда в Брянске и депортировали на малую родину.
Но «29-ники» продолжали убивать друг друга. 25 сентября погиб сторонник Рамушкина Ян Гордеев, командовавший молодняком. На очереди был арест Ерёменко и Власова. Вскоре Ерёма и Шурин были замечены на Украине, где им принадлежал ряд предприятий, в частности гостиница в Одессе. Власов и Ерёменко разъезжали по Украине под защитой верного телохранителя Александра Беленко по прозвищу Фига. Некоторое время все трое держались вместе. Но затем осторожный Власов, видимо, заметил наблюдение, которое вели за ними оперативники и, бросив подельников, скрылся в неизвестном направлении. Ерёменко и Беленко задержали на Украине.
Как только Саляхов оказался за решёткой, уже задержанные члены сообщества стали давать показания. «29-ников» ловили целыми группами, а некоторые предпочли сдаться самостоятельно. С повинной явился некий Буртасов. Увидев передачу, в которой рассказывалось о его злодеяниях, он решил, что ему не стоит бегать.
По хронологии в уголовном деле первым шло убийство Василия Лысых в июне 1993 года. Авторитет группировки «26-й комплекс» стал одной из первых жертв амбиций Саляхова. Это было показательное убийство, которое Большой поручил члену группировки Фариту Хисамутдинову. Тот на глазах случайных свидетелей хладнокровно расстрелял жертву прямо в автомобиле, а убегая, передал пистолет некоему Гоше, прикрывавшему его отход. Гоша и был тем самым Игорем Буртасовым, на которого восемь лет спустя произвела нужное впечатление передача о нём самом. Его явка с повинной во многом помогла следствию.
В тот день Лукманов с друзьями отмечал какое-то счастливое событие. Он сам, его 14-летний сын и шестеро друзей мирно сидели за столом, когда в дверь постучали. Хозяин, прекрасно зная пришедших, безбоязненно впустил их и даже пригласил за стол. У Данте в «Божественной комедии», когда речь идёт о кругах ада, подчёркивается, что предатели сотрапезников наказываются строже, чем предатели друзей и родины… Подкрепившись и выпив за здоровье коммерсанта, киллеры достали оружие и безжалостно расстреляли самого Лукманова и случайных свидетелей. Мальчика тоже не пощадили. После чего поставили в микроволновку стакан с бензином, включили печь. По сути, им было заказано убийство только одного человека, но киллерам просто не захотелось переносить исполнение заказа. Они не оставили в живых ни одного свидетеля, который мог бы их опознать.
Об этом, кстати, позже говорили многие подследственные. В какой-то момент главной в лексиконе стала фраза «Убейте его!». Как-то раз он приказал убить парня, осмелившегося потанцевать с его девушкой. Того спасло только умение быстро бегать. А ведь молодёжь «29-ников» воспитывалась на криминальной романтике: они смотрели фильмы «Однажды в Америке» и «Крёстный отец» как учебные пособия. Тот же Буртасов чуть ли не силой заставлял «молодых» их смотреть.
Они впитывали, копировали поведение героев. Но когда поняли, что старшие грызутся из-за денег, что «мочат» своих, так же как и чужих, испытали шок! На охоту, рыбалку или шашлыки молодёжь уже боялась ездить со своими, потому что запросто можно было самому стать «блюдом дня». Не считая чужих, «29-ники» уничтожили не менее полутора десятка собственных бойцов.
Глава из книги экс-главы татарстанского МВД, а ныне руководителя аппарата президента РТ Асгата Сафарова «Закат казанского феномена», в которой рассказывается об уничтожении жестокой ОПГ из Челнов.
Обратный отсчет
Началом конца челнинского «29-го комплекса» стал День суверенитета республики 2001 года, когда Валиева-Рамушкина (Рамиль Валиев по кличке Рамушкин – один из лидеров «29-го комплекса») застрелили возле подъезда собственного дома. До этого несколько месяцев он чувствовал себя под прицелом, и на улице появлялся только в сопровождении двух охранников. Так было и в тот день: он вышел из подъезда своего дома, прикрытый с двух сторон телохранителями, но был убит одной-единственной пулей профессионального киллера. С этого дня и пошёл обратный отсчёт уничтожения самой жестокой группировки, 10 лет державшей в страхе Набережные Челны.30 августа Республика Татарстан отмечала праздник, а работники милиции и прокуратуры приступили к одному из самых масштабных расследований деятельности организованного преступного сообщества. Выстрел, произведённый из подвального окошка здания напротив, был единственным. И это говорило о многом. Опрошенные охранники погибшего Рамушкина, в прошлом сотрудники милиции, в один голос уверяли своих бывших коллег, что это почерк Ильшата Галиева по прозвищу Плохиш – личного водителя Рузаля Асадуллина (Рузалик – один из лидеров «29-го комплекса»).
Им можно было верить, ведь они вместе служили в БОРе, где Галиев готовил группу снайперов. По убеждению охранников, никто, кроме него, не мог из автомата без оптического прицела с расстояния 70 метров попасть человеку в печень.
Заговор внутри группировки
Это предположение вполне увязывалось с ситуацией, сложившейся в руководстве «29-ников». Заговор Ерёмы (Юрий Еременко — один из лидеров «29-го комплекса»), Шурина (Александр Власов — один из лидеров «29-го комплекса») и Рузалика уже перестал быть секретом не только для самого Большого (Адыган Саляхов – один из лидеров «29-го комплекса»), который ещё до смерти Рамушкина скрылся в неизвестном направлении, но и для оперативников.Поэтому версию причастности к убийству Галиева-Плохиша, выполнявшего при Рузалике функции телохранителя, мы сочли самой актуальной. Правда, многих задержанных, которым не удалось вовремя предъявить обвинение, пришлось выпустить, в том числе и главного фигуранта Ильшата Галиева, который представил неопровержимое на тот момент алиби. Но вскоре наша версия нашла объективные подтверждения.
Оперативники обнаружили два схрона с оружием «29-ников»: автоматы, в том числе иностранного производства, два гранатомёта «Муха», гранаты, тротил, очень много патронов – хватило бы отстреливаться часов на пять интенсивного боя. Задержанные хранители бандитского арсенала – Алексей Владимиров и Денис Долбилов – прятали оружие в своих гаражах и домах близких родственников. Баллистическая экспертиза установила, что в доме бабушки Владимирова хранились именно те экземпляры автоматов, один из которых применил снайпер. Так что хранителям пришлось разговориться.
Выяснилось, что за несколько дней до убийства команда во главе с Галиевым, которую лично назначил Рузалик, пристреливала автоматы. Сотрудники милиции на правом берегу Камы с помощью металлоискателя извлекли из-под опавших листьев несколько гильз. Чуть позже нашли дощечку, служившую мишенью, и дерево, ствол которого был изрешечён пулями на высоте человеческого роста. Так сотрудники получили повторную санкцию на задержание Плохиша.
Неудачливые киллеры
Убийство Рамушкина обострило ситуацию внутри самого преступного сообщества. Бандитам приходилось в срочном порядке принимать решение, кому присягать на верность, при том, что Саляхов, объявленный в розыск, вынужден был удариться в бега. Но Ерёма и Шурин хорошо знали, что тот скрывается в Одессе, причём не столько от родной милиции, сколько от них самих. Правда, остальным «29-никам» об этом было неизвестно до того момента, пока до Москвы и Набережных Челнов не долетели слухи, что на Украине Большого пытались убить.
В Одессе два киллера в париках и тёмных очках открыли ураганный огонь по Алику Большому, но случайность спасла ему жизнь: киллер выстрелил в тот момент, когда у Алика зазвонил телефон. Саляхов отклонился, и пуля просвистела в сантиметре от его головы. Охранники сразу открыли ответный огонь, а тот под их прикрытием пустился наутёк. Киллеры, поняв, что жертву убить уже не смогут, тоже дали дёру и за домом… столкнулись лоб в лоб с Аликом. Один из убийц наставил на него пистолет, но его заклинило. В итоге все разбежались в разные стороны.
Отчаявшись справиться с Аликом собственными силами, Ерёма и Шурин в конце концов нашли простой и верный способ. Через подставных лиц они «слили» правоохранительным органам информацию, на каком поезде и в каком вагоне будет следовать Саляхов, возвращаясь с Украины в Россию. Совместная операция МВД и ФСБ двух стран увенчалась успехом, и 11 сентября 2001 года Алика сняли с поезда в Брянске и депортировали на малую родину.
Но «29-ники» продолжали убивать друг друга. 25 сентября погиб сторонник Рамушкина Ян Гордеев, командовавший молодняком. На очереди был арест Ерёменко и Власова. Вскоре Ерёма и Шурин были замечены на Украине, где им принадлежал ряд предприятий, в частности гостиница в Одессе. Власов и Ерёменко разъезжали по Украине под защитой верного телохранителя Александра Беленко по прозвищу Фига. Некоторое время все трое держались вместе. Но затем осторожный Власов, видимо, заметил наблюдение, которое вели за ними оперативники и, бросив подельников, скрылся в неизвестном направлении. Ерёменко и Беленко задержали на Украине.
Безумное количество убийств
Количество преступлений, совершённых «29-никами», не умещалось в стандартные формы расследования. Мы имели дело с огромным количеством фактов десятилетней преступной деятельности мощной организации. В одно производство было объединено 60 уголовных дел. Одно за другим раскрывались давние преступления, и становилось ясно, что за прошедшие годы некоторые виновные уже успели превратиться в потерпевших.Как только Саляхов оказался за решёткой, уже задержанные члены сообщества стали давать показания. «29-ников» ловили целыми группами, а некоторые предпочли сдаться самостоятельно. С повинной явился некий Буртасов. Увидев передачу, в которой рассказывалось о его злодеяниях, он решил, что ему не стоит бегать.
По хронологии в уголовном деле первым шло убийство Василия Лысых в июне 1993 года. Авторитет группировки «26-й комплекс» стал одной из первых жертв амбиций Саляхова. Это было показательное убийство, которое Большой поручил члену группировки Фариту Хисамутдинову. Тот на глазах случайных свидетелей хладнокровно расстрелял жертву прямо в автомобиле, а убегая, передал пистолет некоему Гоше, прикрывавшему его отход. Гоша и был тем самым Игорем Буртасовым, на которого восемь лет спустя произвела нужное впечатление передача о нём самом. Его явка с повинной во многом помогла следствию.
Предатели сотрапезников
Мы раскрыли огромное количество резонансных убийств, в том числе убийство депутата елабужского горсовета Айдара Исрафилова (по нашим данным, лидера ОПГ «Айдароновские»), совершённое в 1999 году, и расстрел восьми человек в деревне Старое Мазино в ночь с 16 на 17 мая 1996 года. Жертва, Рафис Лукманов, был одним из саляховских «коллег», контролировавших мензелинский и петровский ликёроводочные заводы. Что-то они не поделили, и Алик отдал приказ избавиться от наместника. Исполнителями назначили Беленко и Хасьянова. Ещё двое, в том числе и покойный Рамушкин, отвечали за техническое обеспечение и безопасность: загодя угнали «шестёрку», установили на ней другие номера.В тот день Лукманов с друзьями отмечал какое-то счастливое событие. Он сам, его 14-летний сын и шестеро друзей мирно сидели за столом, когда в дверь постучали. Хозяин, прекрасно зная пришедших, безбоязненно впустил их и даже пригласил за стол. У Данте в «Божественной комедии», когда речь идёт о кругах ада, подчёркивается, что предатели сотрапезников наказываются строже, чем предатели друзей и родины… Подкрепившись и выпив за здоровье коммерсанта, киллеры достали оружие и безжалостно расстреляли самого Лукманова и случайных свидетелей. Мальчика тоже не пощадили. После чего поставили в микроволновку стакан с бензином, включили печь. По сути, им было заказано убийство только одного человека, но киллерам просто не захотелось переносить исполнение заказа. Они не оставили в живых ни одного свидетеля, который мог бы их опознать.
Об этом, кстати, позже говорили многие подследственные. В какой-то момент главной в лексиконе стала фраза «Убейте его!». Как-то раз он приказал убить парня, осмелившегося потанцевать с его девушкой. Того спасло только умение быстро бегать. А ведь молодёжь «29-ников» воспитывалась на криминальной романтике: они смотрели фильмы «Однажды в Америке» и «Крёстный отец» как учебные пособия. Тот же Буртасов чуть ли не силой заставлял «молодых» их смотреть.
Они впитывали, копировали поведение героев. Но когда поняли, что старшие грызутся из-за денег, что «мочат» своих, так же как и чужих, испытали шок! На охоту, рыбалку или шашлыки молодёжь уже боялась ездить со своими, потому что запросто можно было самому стать «блюдом дня». Не считая чужих, «29-ники» уничтожили не менее полутора десятка собственных бойцов.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.