Почему легендарный СИЗО «Кресты» оказался никому не нужен, и почему его нельзя снести?
Легендарные «Кресты» в Санкт-Петербурге, которые уже почти не тюрьма, а просто памятник архитектуры федерального значения, уже несколько лет бесхозны. Из бывшего СИЗО №1 хотели сделать и музей, и гостиницу, и деловой центр, и общагу, его просила себе РПЦ, а недавно здание передали Росимуществу.
О передаче знаменитого здания, воспетого в песнях, показанного в фильмах, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) заявил начальник Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Игорь Потапенко. По его словам, к концу марта здание полностью освободят от тюремной «начинки», больше служба к нему отношения иметь не будет. А кто будет? Этот вопрос волнует Петербург уже пять лет, ведь земля, где располагаются «Кресты» — в самом центре города, она «золотая».
Как только начался строиться новый суперсовременный изолятор, а это произошло еще в 2006 году, сразу возникло множество прожектов относительно старого здания, которое размещается в самом центре города, недалеко от Финляндского вокзала. Но выявилась значительная закавыка. «Кресты» архитектора Антонио Томишко являются памятником федерального значения, что означает безусловную сохранность здания внутри и снаружи. Невозможны никакие перепланировки.
Губернатор Санкт-Петербурга в то время Валентина Матвиенко предлагала сделать из «Крестов» элитный тематический отель – вид на Неву, а главное, какой антураж! Однако как раз невозможность перевести в ремонтном плане камеры в номера поставили на идее крест. А мысль была богатая – нашлись бы желающие переночевать в камере, где пребывали в свое время Александр Керенский, Николай Гумилев, Лев Троцкий или Константин Рокоссовский. В «Крестах» в разные годы побывали в качестве следственно-арестованных и другие известные для нашей истории люди: актер Георгий Жженов, поэт Николай Заболоцкий, писатель Даниил Хармс, математик Андрей Журавский, певец Сергей Захаров. И это только навскидку.
Также была идея сделать из «Крестов» музей, возможно, объединив его с Музеем милиции культурного центра ГУ МВД по СПб и ЛО. Но музей «Крестов», где есть действительно уникальные экспонаты, переехал уже в «Кресты-2». Кроме того, креативилась мысль о некоем арт-пространстве на Арсенальной набережной. Дабы предоставить довольно большие пространства для художников, скульпторов, в том числе совсем неизвестным и начинающим, таков был посыл комитета по культуре году в 2011-м. Не срослось. Также из «Крестов» могли сделать студенческое общежитие. А что – в 1990-е в одиночных камерах сидело порой четырнадцать человек, студентам не привыкать, но и тут и не вышло.
Игорь Потапенко уже пытался избавиться от дорогого и даже токсичного актива – в 2020 году предлагая «Кресты» как раз Росимуществу. И начальник тюремного ведомства не скрывал разочарования: «Я никогда не мог подумать, что «Кресты» не возьмут даже даром. Мы давно отказались от мечты, что нам за это кто-нибудь построит колонию-поселение или еще что-нибудь. Оказалось, даром не нужно. Не взяли».Еще хотели сохранить «Кресты» как профильное учреждение – либо сделать там тюрьму для рецидивистов (камерный режим, «крытка» на сленге), а также мечталось сделать и главный «офис» УФСИН по СПб и ЛО, который ныне размещается на Захарьевской улице, а место там мало. Чтобы там располагался «главк». Вполне здравая идея, но, видимо, помешал несколько кровавый имидж «Крестов» и связанные с изолятором легенды и факты. Людей-то там немало пытали и мучили в разные годы. Среди питерских тюремщиков вообще есть поверье – поработаешь в «Крестах», испортишь себе карму. Не шутка. Даже ревизоры из «управы» ездили туда с большой неохотой.
Что ж, тогда не получилось. Сейчас – да. Тут надо отметить такой факт – почти все государственные казенные учреждения, относящиеся к тюремному ведомству, находятся на балансе регионов – Санкт-Петербурга и Ленинградской области. У УФСИН они находятся лишь в так называемом оперативном управлении. Но вот «Кресты», поскольку являются памятником федерального значения, дело другое. Это федеральная собственность, собственно, поэтому теперь отписана Росимуществу (оно же Госимущество). И теперь решать судьбу «Крестов» вроде как должна решать Москва. Но не совсем.
По разным данным, тюрьму ввели в строй или в конце 1989 или начале 1890 годов. На территории в 4,5 га расположились два корпуса с одиночными камерами, а также больница, инфекционный барак, морг, ледник, кузница. Оба «креста» корпусов соединены между собой зданием административного корпуса. 3 июля 1890 года была освящена церковь во имя Святого Александра Невского. Так откуда же взялся 1892 год? Если сейчас «отмечается» 130-летие?
А произошло следующее. В далеком уже 1992 году исполнилось 50 лет начальнику «Крестов» Степану Демчуку. И в голову оперативников пришла идея совместить этот юбилей с юбилеем самих «Крестов», чтоб совсем красиво было. Что же делать? Оперативники отправились к одному известному в городе историку. Он им выдал справку – «год основания «Крестов» — 1889». Но тогда с историком переговорил один человек, ныне довольно известный в питерских юридических кругах. Тогда же он был молодым оперативником «Крестов». Приведем его инициалы – Ю.К. И чудесным образом после этой беседы историк выдал «нужную» справку. Мол, корпуса были построены действительно в 1889 году, а вот хозяйственная инфраструктура (пристройки, тот самый ледник) якобы в 1892 году. И получается, что «Кресты» в нынешнем виде сформировались именно тогда. Историческая натяжка, как мы видим, весьма велика.
«Обслуживание дорогое, это же коммунальные расходы на балансе ФСИН, а представьте, каких денег стоит обслуживать такой огромный объект?! Кроме того, выяснилось, что некоторые хозяйственные помещения «Крестов» — ничьи. Да-да, ничьи. Они не стоят на балансе ни города, ни федералов, никого. Как так получилось? До 1997 года тюремное ведомство и его объекты были закреплены за МВД. Потом было создано Главное управление исправления наказаний (ГУИН) – предшественник Федеральной службы исправления наказаний (ФСИН), и на этом моменте некоторые постройки, вроде того же бывшего ледника, просто по какому-то недосмотру или разгильдяйству не поставили ни на баланс города, ни государства. И теперь это большая проблема для потенциального частного инвестора для территории «Крестов». Понятно, что вопрос можно решить, но для начала этим надо хотя бы заняться. Возможно, сейчас, при передаче тюрьмы Росимуществу, процесс пойдет. А может не пойдет, просто немалые коммунальные расходы и прочее перелягут на это ведомство. В месяц эти расходы составляют около 26 миллионов рублей. И да: «Кресты» нельзя снести – они же памятник, хотя земля «золотая», строительные компании на нее налетели бы».
«Кресты» внутри
По последним данным, сейчас «Кресты» по своим целевым задачам используются на 10% — там размещаются около сотни так называемых расконвоируемых. Они же там и убираются. Но зато котельная работает по полной. Игорь Потапенко поясняет: «Если сейчас не отапливать, не проводить постоянно какой-то ремонт, здания просто придут в запустение – потом не восстановишь, если процесс остановить, всё же «Кресты» были построены еще в позапрошлом веке».
По некоторым данным, не так давно была и встреча Потапенко с губернатором Петербурга Александром Бегловым по поводу «Крестов». Градоначальник якобы посетовал, что в бюджете города в «пандемийное время» недостаточно средств, чтобы взять на себя такой баланс. Сейчас же тюрьма от ФСИН, финансируемой государством, переходит к Росимуществу, финансируемым государством. Изменится ли сумма от перемен слагаемых?
Справка
Следственный изолятор № 1 («Кресты»), Санкт-Петербург, Арсенальная набережная, 7
Площадь: 4,5 га (восемь футбольных полей). Это была самая большая тюрьма в Европе до основания новых «Крестов» в пригороде Санкт-Петербурга Колпино.
Название «Кресты» приклеилось к тюрьме почти с самого момента основания. Ее корпуса выстроены в форме двух крестов. Это была задумка архитектора: кресты обозначают духовное покаяние.
Библиотека: около 200 тысяч томов. Есть и совсем редкие книжные экземпляры. Их привезли депутаты I Государственной думы, которая была распущена царем. Отдельные депутаты за подстрекательство к революции были посажены в «Кресты».
О передаче знаменитого здания, воспетого в песнях, показанного в фильмах, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество) заявил начальник Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Игорь Потапенко. По его словам, к концу марта здание полностью освободят от тюремной «начинки», больше служба к нему отношения иметь не будет. А кто будет? Этот вопрос волнует Петербург уже пять лет, ведь земля, где располагаются «Кресты» — в самом центре города, она «золотая».
Гостиницу нельзя, музей уже уехал
Пять лет, потому что в 2017 году был введен в строй новый восьмиэтажный изолятор Управления ФСИН по СПб и ЛО, который официально получил то же название — №1 и то же полуофициальное прозвище – «Кресты-2». Корпусы новой тюрьмы также расположены в виде крестов. Как любая большая стройка в России, возведение новой тюрьмы сопровождалось многочисленными многомиллионными коррупционными скандалами, дошедшими даже до заказного убийства. Но мы о старых «Крестах» и их будущем.Как только начался строиться новый суперсовременный изолятор, а это произошло еще в 2006 году, сразу возникло множество прожектов относительно старого здания, которое размещается в самом центре города, недалеко от Финляндского вокзала. Но выявилась значительная закавыка. «Кресты» архитектора Антонио Томишко являются памятником федерального значения, что означает безусловную сохранность здания внутри и снаружи. Невозможны никакие перепланировки.
Губернатор Санкт-Петербурга в то время Валентина Матвиенко предлагала сделать из «Крестов» элитный тематический отель – вид на Неву, а главное, какой антураж! Однако как раз невозможность перевести в ремонтном плане камеры в номера поставили на идее крест. А мысль была богатая – нашлись бы желающие переночевать в камере, где пребывали в свое время Александр Керенский, Николай Гумилев, Лев Троцкий или Константин Рокоссовский. В «Крестах» в разные годы побывали в качестве следственно-арестованных и другие известные для нашей истории люди: актер Георгий Жженов, поэт Николай Заболоцкий, писатель Даниил Хармс, математик Андрей Журавский, певец Сергей Захаров. И это только навскидку.
Также была идея сделать из «Крестов» музей, возможно, объединив его с Музеем милиции культурного центра ГУ МВД по СПб и ЛО. Но музей «Крестов», где есть действительно уникальные экспонаты, переехал уже в «Кресты-2». Кроме того, креативилась мысль о некоем арт-пространстве на Арсенальной набережной. Дабы предоставить довольно большие пространства для художников, скульпторов, в том числе совсем неизвестным и начинающим, таков был посыл комитета по культуре году в 2011-м. Не срослось. Также из «Крестов» могли сделать студенческое общежитие. А что – в 1990-е в одиночных камерах сидело порой четырнадцать человек, студентам не привыкать, но и тут и не вышло.
Игорь Потапенко уже пытался избавиться от дорогого и даже токсичного актива – в 2020 году предлагая «Кресты» как раз Росимуществу. И начальник тюремного ведомства не скрывал разочарования: «Я никогда не мог подумать, что «Кресты» не возьмут даже даром. Мы давно отказались от мечты, что нам за это кто-нибудь построит колонию-поселение или еще что-нибудь. Оказалось, даром не нужно. Не взяли».Еще хотели сохранить «Кресты» как профильное учреждение – либо сделать там тюрьму для рецидивистов (камерный режим, «крытка» на сленге), а также мечталось сделать и главный «офис» УФСИН по СПб и ЛО, который ныне размещается на Захарьевской улице, а место там мало. Чтобы там располагался «главк». Вполне здравая идея, но, видимо, помешал несколько кровавый имидж «Крестов» и связанные с изолятором легенды и факты. Людей-то там немало пытали и мучили в разные годы. Среди питерских тюремщиков вообще есть поверье – поработаешь в «Крестах», испортишь себе карму. Не шутка. Даже ревизоры из «управы» ездили туда с большой неохотой.
Что ж, тогда не получилось. Сейчас – да. Тут надо отметить такой факт – почти все государственные казенные учреждения, относящиеся к тюремному ведомству, находятся на балансе регионов – Санкт-Петербурга и Ленинградской области. У УФСИН они находятся лишь в так называемом оперативном управлении. Но вот «Кресты», поскольку являются памятником федерального значения, дело другое. Это федеральная собственность, собственно, поэтому теперь отписана Росимуществу (оно же Госимущество). И теперь решать судьбу «Крестов» вроде как должна решать Москва. Но не совсем.
А годы идут
С годом основания «Крестов» не всё так просто. Недавно некоторые СМИ объявили, что легендарной тюрьме в этом году исполнилось 130 лет. Поясним. Официально считается, что тюрьма открыта в 1889 году. К концу XIX века России потребовалось увеличить количество тюрем. Произошло это в связи с отменой в 1863 году телесных наказаний для преступников. Соответственно, увеличилось количество видов преступлений, караемых тюремным заключением. В 1879 году в составе МВД появилось Главное тюремное управление. Первой его задачей и явилось масштабное тюремное строительство. Для изучения тюремного дела были командированы за границу несколько лиц. Среди них Антоний Томишко — уроженец Австро-Венгрии, долгое время живший в России, а ко времени командировки академик архитектуры и штатный архитектор Главного тюремного управления. По проекту Томишко тюрьма на 1150 заключенных началась строиться в 1884 году.По разным данным, тюрьму ввели в строй или в конце 1989 или начале 1890 годов. На территории в 4,5 га расположились два корпуса с одиночными камерами, а также больница, инфекционный барак, морг, ледник, кузница. Оба «креста» корпусов соединены между собой зданием административного корпуса. 3 июля 1890 года была освящена церковь во имя Святого Александра Невского. Так откуда же взялся 1892 год? Если сейчас «отмечается» 130-летие?
А произошло следующее. В далеком уже 1992 году исполнилось 50 лет начальнику «Крестов» Степану Демчуку. И в голову оперативников пришла идея совместить этот юбилей с юбилеем самих «Крестов», чтоб совсем красиво было. Что же делать? Оперативники отправились к одному известному в городе историку. Он им выдал справку – «год основания «Крестов» — 1889». Но тогда с историком переговорил один человек, ныне довольно известный в питерских юридических кругах. Тогда же он был молодым оперативником «Крестов». Приведем его инициалы – Ю.К. И чудесным образом после этой беседы историк выдал «нужную» справку. Мол, корпуса были построены действительно в 1889 году, а вот хозяйственная инфраструктура (пристройки, тот самый ледник) якобы в 1892 году. И получается, что «Кресты» в нынешнем виде сформировались именно тогда. Историческая натяжка, как мы видим, весьма велика.
Содержание – около 26 миллионов в месяц
Как рассказал источник в питерском тюремном ведомстве, «Кресты» в принципе никому и не нужны, потому что опять-таки из-за статуса памятника «они чемодан без ручки»:«Обслуживание дорогое, это же коммунальные расходы на балансе ФСИН, а представьте, каких денег стоит обслуживать такой огромный объект?! Кроме того, выяснилось, что некоторые хозяйственные помещения «Крестов» — ничьи. Да-да, ничьи. Они не стоят на балансе ни города, ни федералов, никого. Как так получилось? До 1997 года тюремное ведомство и его объекты были закреплены за МВД. Потом было создано Главное управление исправления наказаний (ГУИН) – предшественник Федеральной службы исправления наказаний (ФСИН), и на этом моменте некоторые постройки, вроде того же бывшего ледника, просто по какому-то недосмотру или разгильдяйству не поставили ни на баланс города, ни государства. И теперь это большая проблема для потенциального частного инвестора для территории «Крестов». Понятно, что вопрос можно решить, но для начала этим надо хотя бы заняться. Возможно, сейчас, при передаче тюрьмы Росимуществу, процесс пойдет. А может не пойдет, просто немалые коммунальные расходы и прочее перелягут на это ведомство. В месяц эти расходы составляют около 26 миллионов рублей. И да: «Кресты» нельзя снести – они же памятник, хотя земля «золотая», строительные компании на нее налетели бы».
«Кресты» внутри
По последним данным, сейчас «Кресты» по своим целевым задачам используются на 10% — там размещаются около сотни так называемых расконвоируемых. Они же там и убираются. Но зато котельная работает по полной. Игорь Потапенко поясняет: «Если сейчас не отапливать, не проводить постоянно какой-то ремонт, здания просто придут в запустение – потом не восстановишь, если процесс остановить, всё же «Кресты» были построены еще в позапрошлом веке».
По некоторым данным, не так давно была и встреча Потапенко с губернатором Петербурга Александром Бегловым по поводу «Крестов». Градоначальник якобы посетовал, что в бюджете города в «пандемийное время» недостаточно средств, чтобы взять на себя такой баланс. Сейчас же тюрьма от ФСИН, финансируемой государством, переходит к Росимуществу, финансируемым государством. Изменится ли сумма от перемен слагаемых?
Справка
Следственный изолятор № 1 («Кресты»), Санкт-Петербург, Арсенальная набережная, 7
Площадь: 4,5 га (восемь футбольных полей). Это была самая большая тюрьма в Европе до основания новых «Крестов» в пригороде Санкт-Петербурга Колпино.
Название «Кресты» приклеилось к тюрьме почти с самого момента основания. Ее корпуса выстроены в форме двух крестов. Это была задумка архитектора: кресты обозначают духовное покаяние.
Библиотека: около 200 тысяч томов. Есть и совсем редкие книжные экземпляры. Их привезли депутаты I Государственной думы, которая была распущена царем. Отдельные депутаты за подстрекательство к революции были посажены в «Кресты».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
А что сажать уже не кого?
- ↓
+4
Сделайте архивное здание,, и какие нибудь кельи для молящих,, Место грешное и мученики разные сидели!!! А музей и такую архитектуру необходимо сохранить!!! Ведь среди народа прижилась название «Кре сты»»»
- ↓